Рефераты. История Татарстана с древнейших времен до наших дней

p align="left">Советская власть не ограничилась разгоном республики.- В центре и на местах были приняты репрессивные меры против организаций, органов печати и деятелей национального движения. В марте -- апреле были закрыты органы Харби Шура -- газеты "Известия Всероссийского мусульманского Шура" и "Безнен тауыш" (Наш голос), орган партии татарских эсеров газета "Иль" (Страна). Было запрещено издание газет "Курултай", "Йолдыз", "Кояш" (в Казани), "Вакыт" (в Оренбурге), "Тормыш" (в Уфе), журналов "Анг" (в Казани), "Шура" (в Оренбурге) и др. Был демобилизован 95-й мусульманский полк в Казани, расформированы мусульманские полки в Уфе и Оренбурге, распущен мусульманский сводно-гвардейский полк в Петрограде, запрещена деятельность Харби Шура в Казани и его отделов в других городах.

Проект Татаро-Башкирской Республики. Мартовско-апрельские репрессии нанесли большой урон татарскому национальному движению. Оказалась перечеркнутой большая работа по образованию Волжско-Уральской Республики, проделанная со времени русской революции 1905 г. Предстояло приложить новые усилия на пути национального освобождения. Как бы ни был труден путь компромисса с Советской властью, национальное движение решило идти по этому пути, согласиться с предложением Советского правительства создать национальную республику по рецептам большевиков. Условия "советской национально-территориальной автономии" были жесткими. Они требовали большевистского классового раскола единой нации и лишения права учавствовать в политической жизни республики всех "не трудящихся", ликвидации частной собственности, запрещения в создаваемой республики деятельности всех несоветских партий и организаций, принятия идеологии большевистского непримиримого атеизма, признания РКП единственной руководящей партией, принятия и проведения политику диктатуры центральной Советской власти. Эти условия ослабляли татарское национальное движение, если не сказать больше, насильствен" но отстраняли от участия в нем Общество мусульманского духовенства (Г. Баруди), Мусульманский комитет с его газетой "Курултай" (Ф. Tyктаров), партию татарских эсеров (С. Максуди), Харби Шура (И. Алкин)

Тем не менее М. Вахитов, Г. Ибрагимов и Ш. Монатов дали согласие. Трудно поверить в то, что они принципиально расходились со своими соратниками по национальному движению и пошли на этот шаг

из желания избавиться от своих политических конкурентов. История национального движения свидетельствует, что они всегда были едины в главных вопросах национального освобождения -- сохранения единства нации, создании национальной республики на историческом территории Волго-Урала с многопартийной демократической государственной системой, уважении к исламским духовным ценностям нации, поддержке союза с Россией. Татарскому национальному движению надо было реализовать то возможное, на что давало согласий Советское правительство.

Подготовленный Комиссариатом по делам мусульман проект образования национальной республики 22 марта был одобрен Наркомнац и 24 марта опубликован в печати как "Декрет Народного Комиссариату по делам национальностей о Татаро-Башкирской Советской Республике". Декрет предусматривал создание Татаро-Башкирской Республики Российской Федерации на территории Южного Урала и Средней Волга. Республика должна была включать всю Уфимскую губернию, башкортскую часть Оренбургской губернии. Казанскую губернию за исключением чувашско-марийской части, прилегающие мусульманские части Пермской, Вятской, Симбирской, Самарской губерний. Право окончательного установления границ республики принадлежало Учредительному съезду Советов самой республики. Председатель Советского правительства Ленин, согласившись с Положением о ТБР, 22 апреля подписал телеграмму Советам Казани, Уфы, Оренбурга, Симбирска, Перми, Вятки, Екатеринбурга с предписанием направить в Москву своих представителей и представителей Мусульманских комиссариатов для рассмотрения вопроса о Татаро-Башкирской Республике.

Совещание по вопросу об образовании ТБР проходило в Москве 10--16 мая. Представители татарского и башкортского национальных движений в своих выступлениях на совещании, татарские и башкортские национальные организации на местах в своих телеграммах, посланных в адрес совещания, поддержали предложение о создании ТБР, Не возражали против образования ТБР и предетавители татарского национального движения, не приглашенные на совещание по классовым соображениям, хотя считали это полумерой. Среди представителей местных Советов -- участников совещания такого единодушия не было. Карл Грасис (Казанский Совет), И.Я. Тунтул и Ф.Ф. Сыромолотов (Екатеринбургский Совет), Г. Шамигулов (Оренбургский Совет), X. Рамиев (Симбирский Сонет) заявили, что реализация данного Положения "несет с собой расстройство, гибель народного хозяйства, а вместе с тем и пролетариа-га",поскольку национальное правительство, если будет создана ТБР, наберет себе все леса, недра, золотые прииски, продовольствие и т.д. Вернувшись в Казань, К. Грасис выступил на страницах газеты Сонета "Знамя революции" со статьями, в которых назвал ТБР "затеей ослепленных панисламизмом Вахитовых и Ибрагимовых".

Несмотря на эти протесты, совещание приняло решение созвать Учредительный съезд ТБР. Финансирование должен был осуществлять Наркомнац. Напряженность между татарским национальным движением и Советским правительством, возникшая в результате разгона Волжско-Уральской Республики, была смягчена обещанием создания ТБР; Теперь правительство Ленина могло не спешить. Заместитель наркома по делам национальностей С.С. Пестковский так и заявил: "Сталин ... сказал, чтобы с этим делом не торопиться".

Партия мусульманских социалистов-коммунистов. Комиссариат по делам мусульман, переименовавшей себя в связи с принятием Положения об образовании ТБР в Центральный татаро-башкирский комиссариат, вернулся к названию "Центральный мусульманский комиссариат" (ЦМК). Мулланур Вахитов задался целью создать национальную политическую партию, которая стала бы надежной опорой татарского национального движения вообще, Центрального мусульманского комиссариата в создании ТБР, в частности. До этого времени Центральный мусульманский комиссариат опирался на Мусульманские социалистические комитеты (МСК), в рамках которых сотрудничали на местах татарские социалисты, коммунисты, социалисты-революционеры. Сеть этих общественно-политических организаций татарского национального движения после Октября значительно расширилась. После запрещения Советской властью деятельности всех партий, кроме коммунистической, МСК стал единственной легально работающей татарской организацией. К лету 1918 г. кроме Казани МСК действовали в Оренбурге (Уральский МСК), в Архангельске и Вологде, где оказалось много солдат татар и башкортов, Москве, Петрограде, Перми, Самаре, Симбирске, Саратове, Астрахани, Томске, Тюмени, Ташкенте. МСК фактически были организаторами здесь местных мусульманских комиссариатов.

В марте 1918 г. в Москве прошла конференция мусульманских рабочих России, созванная по инициативе ЦМК и МСК Казани, Москвы, Петрограда и некоторых других городов. Обсуждался вопрос о реализации Положения о ТБР и создании в связи с этим политической партии на базе существующих МСК. Конференция решила создать на первом этапе Центральный мусульманский социалистический комитет (ЦМСК) и его Исполком для координации деятельности местных МСК. Председателем Исполкома был избран социалист Мулланур Вахитов, заместителем -- коммунист Сахибгарай Саидгалиев. Газета "Кызыл байрак" объявляется органом ЦМСК. Образование ЦМСК стало важным шагом в консолидации татарского национального движения на советской платформе. Началась совместная работа двух централизованных органов (ЦМК и ЦМСК) в направлении реализации Положения о ТБР.

Был положен первый камень и в основание новой национальной партии. Было решено преобразовать существующие местные мусульманские социалистические комитеты в комитеты мусульманских социалистов-коммунистов. Предполагалось, что в мусульманских комитетах социалистов-коммунистов совместно будут работать бывшие члены татарско-башкортских социалистических комитетов и татарско-башкортских секций местных комитетов Российской компартии. ЦМСК и его Исполкому поручалось подготовить проект программы Партии мусульманских социалистов-коммунистов и созвать для провозглашения партии специальную конференцию. Вероятнее всего, Мулланур Вахитов полагал, что это будет национальной партией, стоящей на советской платформе и примыкающей к РКП(б), но автономной, входящей с ней в федеративные отношения.

Конференция одобрила первоначальный проект Программы РКП(б), изложенный Лениным в докладе на VII съезде РКП(б) в марте 1918 г. Одобрение это было не случайным. Самой программы еще не было. В "Материалах по пересмотру партийной программы", представленной Лениным, перечислялось то, что должна была обеспечить Конституция Российской демократической республики. В п. 9 этого перечня говорилось: "Право на свободное отделение и на образование своего государства за всеми нациями, входящими в состав государства. Республика русского народа должна привлекать к себе другие народы или народности не насильем, а исключительно добровольным соглашением на создание общего государства". Участники конференции, очевидно, были уверены, что ТБР, как и другие национальные республики, на этих же принципах будет привлечена к сотрудничеству с "республикой русского народа". Вполне естественно, статус национально-территориальной автономии ТБР мог обеспечить национальный характер политической, социально-экономической, культурной и духовной жизни народа. Позже, в связи с образованием Татарской АССР, представитель Наркомнаца РФ С. Диманштейн писал, что в 1918 г., когда ставился вопрос о ТБР, "речь шла об образовании только советской, а не социалистической республики". Эту особенность ТБР должен был отразить проект разрабатываемой программы партии мусульманских социалистов-коммунистов.

Российская мусульманская коммунистическая партия. В соответствии с решением мартовской конференции мусульманских рабочих России в июне 1918 г. представители комитетов мусульманских социалистов-коммунистов собрались в Казани для решения вопроса о создании политической партии, которая взяла бы на себя инициативу по политическому обеспечению подготовки к провозглашению ТБР. Присутствовали на ней 25 делегатов татарско-башкортских социалистов и коммунистов из Казани, Москвы, Архангельска, Петрограда, Перми, Самары, Симбирска, Саратова, Астрахани.

Обстановка к этому времени в России осложнилась. Страна, только что вышедшая из мировой войны, оказалась перед широкомасштабной гражданской войной. Советское правительство и РКП(б) ужесточили диктатуру. Возникли новые трудности перед татарским национальным движением. Правительство требовало от Центрального мусульманского комиссариата переключиться на обеспечение Красной Армии верными центральной власти татарско-башкортски-ми воинскими частями. 31 мая Военный отдел Комиссариата был преобразован в Центральную мусульманскую военную коллегию (ЦМВК). Назначенный ее председателем Мулланур Вахитов был вынужден сосредоточиться главным образом на формировании частей Мусульманской красной армии. 14 июня Ленин и Вахитов подписали обращение ко всем трудящимся мусульманам, в котором, в частности, говорилось: "Дорогие товарищи, если вы хотите быть вольными гражданами в муках рождающейся Татаро-Башкирской Советской Республики ... то спешите под красные знамена мусульманской социалистической армии". Со своей стороны, Мулланур Baхитов отдавался этому делу, вероятнее всего, полагая, что эти татаро-башкортские формирования в дальнейшем составят опору достаточно самостоятельной Татаро-Башкирской Республики Российской Советской Федерации.

Усиленная работа в ЦМК и ЦМВК по военной линии не дала Муллануру Вахитову возможности лично заняться вопросом созыва этой конференции. Инициативу по созыву конференции взял на себя Казанский комитет социалистов-коммунистов, где большинство принадлежало татарским коммунистам во главе с Мирсаидом Султангалие-вым. Став одним из видных деятелей национального движения, Мйрсаид Султангалиев не скрывал, что после Октября начал связывать национальное освобождение с пришедшей к власти партией Ленина. В декабре 1917 г. в "Письме в редакцию", опубликованном в газете "Кояш", о своем сотрудничестве с большевиками он писал: я нахожусь около них (большевиков) не для подхалимства. Меня влечет туда та любовь к моему народу, которая неотъемлемо сидит во мне. Я хожу туда потому, что душою верю в то, что дело большевиков -- дело народное.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.