Проект Татаро-Башкирской Республики. Мартовско-апрельские репрессии нанесли большой урон татарскому национальному движению. Оказалась перечеркнутой большая работа по образованию Волжско-Уральской Республики, проделанная со времени русской революции 1905 г. Предстояло приложить новые усилия на пути национального освобождения. Как бы ни был труден путь компромисса с Советской властью, национальное движение решило идти по этому пути, согласиться с предложением Советского правительства создать национальную республику по рецептам большевиков. Условия "советской национально-территориальной автономии" были жесткими. Они требовали большевистского классового раскола единой нации и лишения права учавствовать в политической жизни республики всех "не трудящихся", ликвидации частной собственности, запрещения в создаваемой республики деятельности всех несоветских партий и организаций, принятия идеологии большевистского непримиримого атеизма, признания РКП единственной руководящей партией, принятия и проведения политику диктатуры центральной Советской власти. Эти условия ослабляли татарское национальное движение, если не сказать больше, насильствен" но отстраняли от участия в нем Общество мусульманского духовенства (Г. Баруди), Мусульманский комитет с его газетой "Курултай" (Ф. Tyктаров), партию татарских эсеров (С. Максуди), Харби Шура (И. Алкин)
Тем не менее М. Вахитов, Г. Ибрагимов и Ш. Монатов дали согласие. Трудно поверить в то, что они принципиально расходились со своими соратниками по национальному движению и пошли на этот шаг
из желания избавиться от своих политических конкурентов. История национального движения свидетельствует, что они всегда были едины в главных вопросах национального освобождения -- сохранения единства нации, создании национальной республики на историческом территории Волго-Урала с многопартийной демократической государственной системой, уважении к исламским духовным ценностям нации, поддержке союза с Россией. Татарскому национальному движению надо было реализовать то возможное, на что давало согласий Советское правительство.
Подготовленный Комиссариатом по делам мусульман проект образования национальной республики 22 марта был одобрен Наркомнац и 24 марта опубликован в печати как "Декрет Народного Комиссариату по делам национальностей о Татаро-Башкирской Советской Республике". Декрет предусматривал создание Татаро-Башкирской Республики Российской Федерации на территории Южного Урала и Средней Волга. Республика должна была включать всю Уфимскую губернию, башкортскую часть Оренбургской губернии. Казанскую губернию за исключением чувашско-марийской части, прилегающие мусульманские части Пермской, Вятской, Симбирской, Самарской губерний. Право окончательного установления границ республики принадлежало Учредительному съезду Советов самой республики. Председатель Советского правительства Ленин, согласившись с Положением о ТБР, 22 апреля подписал телеграмму Советам Казани, Уфы, Оренбурга, Симбирска, Перми, Вятки, Екатеринбурга с предписанием направить в Москву своих представителей и представителей Мусульманских комиссариатов для рассмотрения вопроса о Татаро-Башкирской Республике.
Совещание по вопросу об образовании ТБР проходило в Москве 10--16 мая. Представители татарского и башкортского национальных движений в своих выступлениях на совещании, татарские и башкортские национальные организации на местах в своих телеграммах, посланных в адрес совещания, поддержали предложение о создании ТБР, Не возражали против образования ТБР и предетавители татарского национального движения, не приглашенные на совещание по классовым соображениям, хотя считали это полумерой. Среди представителей местных Советов -- участников совещания такого единодушия не было. Карл Грасис (Казанский Совет), И.Я. Тунтул и Ф.Ф. Сыромолотов (Екатеринбургский Совет), Г. Шамигулов (Оренбургский Совет), X. Рамиев (Симбирский Сонет) заявили, что реализация данного Положения "несет с собой расстройство, гибель народного хозяйства, а вместе с тем и пролетариа-га",поскольку национальное правительство, если будет создана ТБР, наберет себе все леса, недра, золотые прииски, продовольствие и т.д. Вернувшись в Казань, К. Грасис выступил на страницах газеты Сонета "Знамя революции" со статьями, в которых назвал ТБР "затеей ослепленных панисламизмом Вахитовых и Ибрагимовых".
Несмотря на эти протесты, совещание приняло решение созвать Учредительный съезд ТБР. Финансирование должен был осуществлять Наркомнац. Напряженность между татарским национальным движением и Советским правительством, возникшая в результате разгона Волжско-Уральской Республики, была смягчена обещанием создания ТБР; Теперь правительство Ленина могло не спешить. Заместитель наркома по делам национальностей С.С. Пестковский так и заявил: "Сталин ... сказал, чтобы с этим делом не торопиться".
Партия мусульманских социалистов-коммунистов. Комиссариат по делам мусульман, переименовавшей себя в связи с принятием Положения об образовании ТБР в Центральный татаро-башкирский комиссариат, вернулся к названию "Центральный мусульманский комиссариат" (ЦМК). Мулланур Вахитов задался целью создать национальную политическую партию, которая стала бы надежной опорой татарского национального движения вообще, Центрального мусульманского комиссариата в создании ТБР, в частности. До этого времени Центральный мусульманский комиссариат опирался на Мусульманские социалистические комитеты (МСК), в рамках которых сотрудничали на местах татарские социалисты, коммунисты, социалисты-революционеры. Сеть этих общественно-политических организаций татарского национального движения после Октября значительно расширилась. После запрещения Советской властью деятельности всех партий, кроме коммунистической, МСК стал единственной легально работающей татарской организацией. К лету 1918 г. кроме Казани МСК действовали в Оренбурге (Уральский МСК), в Архангельске и Вологде, где оказалось много солдат татар и башкортов, Москве, Петрограде, Перми, Самаре, Симбирске, Саратове, Астрахани, Томске, Тюмени, Ташкенте. МСК фактически были организаторами здесь местных мусульманских комиссариатов.
В марте 1918 г. в Москве прошла конференция мусульманских рабочих России, созванная по инициативе ЦМК и МСК Казани, Москвы, Петрограда и некоторых других городов. Обсуждался вопрос о реализации Положения о ТБР и создании в связи с этим политической партии на базе существующих МСК. Конференция решила создать на первом этапе Центральный мусульманский социалистический комитет (ЦМСК) и его Исполком для координации деятельности местных МСК. Председателем Исполкома был избран социалист Мулланур Вахитов, заместителем -- коммунист Сахибгарай Саидгалиев. Газета "Кызыл байрак" объявляется органом ЦМСК. Образование ЦМСК стало важным шагом в консолидации татарского национального движения на советской платформе. Началась совместная работа двух централизованных органов (ЦМК и ЦМСК) в направлении реализации Положения о ТБР.
Был положен первый камень и в основание новой национальной партии. Было решено преобразовать существующие местные мусульманские социалистические комитеты в комитеты мусульманских социалистов-коммунистов. Предполагалось, что в мусульманских комитетах социалистов-коммунистов совместно будут работать бывшие члены татарско-башкортских социалистических комитетов и татарско-башкортских секций местных комитетов Российской компартии. ЦМСК и его Исполкому поручалось подготовить проект программы Партии мусульманских социалистов-коммунистов и созвать для провозглашения партии специальную конференцию. Вероятнее всего, Мулланур Вахитов полагал, что это будет национальной партией, стоящей на советской платформе и примыкающей к РКП(б), но автономной, входящей с ней в федеративные отношения.
Конференция одобрила первоначальный проект Программы РКП(б), изложенный Лениным в докладе на VII съезде РКП(б) в марте 1918 г. Одобрение это было не случайным. Самой программы еще не было. В "Материалах по пересмотру партийной программы", представленной Лениным, перечислялось то, что должна была обеспечить Конституция Российской демократической республики. В п. 9 этого перечня говорилось: "Право на свободное отделение и на образование своего государства за всеми нациями, входящими в состав государства. Республика русского народа должна привлекать к себе другие народы или народности не насильем, а исключительно добровольным соглашением на создание общего государства". Участники конференции, очевидно, были уверены, что ТБР, как и другие национальные республики, на этих же принципах будет привлечена к сотрудничеству с "республикой русского народа". Вполне естественно, статус национально-территориальной автономии ТБР мог обеспечить национальный характер политической, социально-экономической, культурной и духовной жизни народа. Позже, в связи с образованием Татарской АССР, представитель Наркомнаца РФ С. Диманштейн писал, что в 1918 г., когда ставился вопрос о ТБР, "речь шла об образовании только советской, а не социалистической республики". Эту особенность ТБР должен был отразить проект разрабатываемой программы партии мусульманских социалистов-коммунистов.
Российская мусульманская коммунистическая партия. В соответствии с решением мартовской конференции мусульманских рабочих России в июне 1918 г. представители комитетов мусульманских социалистов-коммунистов собрались в Казани для решения вопроса о создании политической партии, которая взяла бы на себя инициативу по политическому обеспечению подготовки к провозглашению ТБР. Присутствовали на ней 25 делегатов татарско-башкортских социалистов и коммунистов из Казани, Москвы, Архангельска, Петрограда, Перми, Самары, Симбирска, Саратова, Астрахани.
Обстановка к этому времени в России осложнилась. Страна, только что вышедшая из мировой войны, оказалась перед широкомасштабной гражданской войной. Советское правительство и РКП(б) ужесточили диктатуру. Возникли новые трудности перед татарским национальным движением. Правительство требовало от Центрального мусульманского комиссариата переключиться на обеспечение Красной Армии верными центральной власти татарско-башкортски-ми воинскими частями. 31 мая Военный отдел Комиссариата был преобразован в Центральную мусульманскую военную коллегию (ЦМВК). Назначенный ее председателем Мулланур Вахитов был вынужден сосредоточиться главным образом на формировании частей Мусульманской красной армии. 14 июня Ленин и Вахитов подписали обращение ко всем трудящимся мусульманам, в котором, в частности, говорилось: "Дорогие товарищи, если вы хотите быть вольными гражданами в муках рождающейся Татаро-Башкирской Советской Республики ... то спешите под красные знамена мусульманской социалистической армии". Со своей стороны, Мулланур Baхитов отдавался этому делу, вероятнее всего, полагая, что эти татаро-башкортские формирования в дальнейшем составят опору достаточно самостоятельной Татаро-Башкирской Республики Российской Советской Федерации.
Усиленная работа в ЦМК и ЦМВК по военной линии не дала Муллануру Вахитову возможности лично заняться вопросом созыва этой конференции. Инициативу по созыву конференции взял на себя Казанский комитет социалистов-коммунистов, где большинство принадлежало татарским коммунистам во главе с Мирсаидом Султангалие-вым. Став одним из видных деятелей национального движения, Мйрсаид Султангалиев не скрывал, что после Октября начал связывать национальное освобождение с пришедшей к власти партией Ленина. В декабре 1917 г. в "Письме в редакцию", опубликованном в газете "Кояш", о своем сотрудничестве с большевиками он писал: я нахожусь около них (большевиков) не для подхалимства. Меня влечет туда та любовь к моему народу, которая неотъемлемо сидит во мне. Я хожу туда потому, что душою верю в то, что дело большевиков -- дело народное.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67