Профессор Я.Ш. Шарапов -- один из авторов данного учебника, которого, к великому сожалению, нет больше среди нас (его не стало летом 2008 г.), очень часто цитировал Н.М. Карамзина и любил повторять, что история в некотором смысле священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству, изъяснение настоящего и пример будущего, и добавлял: не ругайте прошлое, изучайте его, приумножайте знания.
Татарстан -- одна из древнейших стран на северо-востоке Европейского континента. Еще в V--II тысячелетии до н.э. территория Татарстана входила в систему региональной неолитической культуры, названной "уральской культурой". Исторически как страна и как государство Татарстан локализовался в конце первого тысячелетия под названием древнетатарского государства Волжская Булгария на территории Волго-Ура-ла. В период средних веков Татарстан воспринимается в границах Казанского татарского государства (Казанского ханства). В XVII--XIX вв. Татарстан входил в состав Российской империи, В 1920 г. была провозглашена Татарская Автономная Социалистическая Республика. В 1990 г. произошло провозглашение государственного суверенитета Республики Татарстан как субъекта Российской Федерации.
В данной книге предпринята попытка объективного изложения истории Татарстана с древнейших времен до наших дней. В своем ежегодном послании Государственному Совету Республики Татарстан 12 ноября 2008 года президент М.Ш. Шаймиев отметил, что "Татарстан отличает бережное отношение к своей истории. Татарстан стремится строить свое будущее с учетом лучших традиций и достижений прошлого".
Материалы, составившие основу данного учебника, апробированы в учебном процессе, на научных конференциях, в дискуссиях и получили положительную оценку студентов, преподавателей кафедр истории многих вузов Татарстана и не только. Руководствуясь пожеланиями коллег, второе издание учебника дополнено материалами последнего десятилетия развития Татарстана в составе Российской Федерации и посвящается светлой памяти Я.Ш. Шарапова.
1. Древнейший Татарстан
Истоки цивилизации Волго-Урала
Геосфера Волго-Урала. Географические условия для жизни человека в древнейшем Татарстане складывались из сочетания трех факторов: горного ландшафта Урал тау, долин рек Волга (Итиль), Кама (Чулман) и др., сравнительно мягкого климата лесостепной зоны. Урал тау, как и Аппалачи в Америке, считается одним из древнейших горных образований на Земле (3,5 млрд. лет). Очевидно, с этого же времени течет река Волга. Средняя Волга образуется в результате слияния вод Верхней Волги (Кук Идель), Оки и Камы. В последнюю впадают стекающие по западным склонам Урал тау реки Ак Идель (Белая), Кара Идель (Дим), Ик, Самара и др. Между Урал тау и бассейном Средней Волги сложились лесные, лесостепные и степные климатические зоны. Древнейший Татарстан как территория жизнедеятельности древнейших предков татар расположен в основном в лесостепной и пойменной зонах, отчасти - в лесной и степной зонах и в предгорьях.
Этносфера Волго-Урала. В вопросе о расселении древнейших людей по Земле мнения ученых разделились. Одни предполагают, что люди заселяли Землю, распространяясь из одного центра. Такой центр они помещают либо в Африке, либо в Азии, в частности в Тибете. Есть мнение, согласно которому все тюркские Народы - выходцы из одного центра - Алтая. Некоторые историки Татарстана, в свою очередь, придерживались версии, что древнейшие предки татарского народа -пришлые. Так, в "Истории Татарской АССР" (Казань, 1973) читаем: "Они (первые люди на нашей территории. - Авт.), очевидно, пришли сюда с юга или из районов Кавказа, а может быть, из более западных областей".
Другие историки высказываются в поддержку многоцентрия в становлении этносферы Земли. Среди сторонников этой теории оказались и те, кто полагает, что древнейший Волго-Урал, имея благоприятные дли жизни человека условия, стал одним из многих центров первоначального обитания древнейших людей на Земле. Это предположение вполне вписывается в теоретические выкладки ученых, считающих, что древнейшие люди первоначально обитали в горных массивах, имевших естественные укрытия в виде подогреваемых подземным теплом гротов и располагавших горной флорой и фауной. Затем люди спускались с гор; двигаясь дальше, они достигали больших водных рубежей -- рек, морей, океанов. Здесь они создавали свою цивилизацию.
Культура жизни человека раннего первобытного строя на Вол-го-Урале. Современная археологическая наука располагает материалами, свидетельствующими о жизни людей на Волго-Урале еще в эпоху палеолита -- примерно 100 тыс. лет назад. Такие материалы найдены и исследованы на территории современных Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Мордовской, Чувашской, Марийской, Удмуртской республик и Нижегородской, Кировской, Пермской, Челябинской, Оренбургской, Самарской, Ульяновской областей России;
Представление о культуре жизни человека раннего первобытного строя на территории современного Татарстана дают археологические раскопки, проведенные в урочище Красная Глинка на правом берегу Волги (близ Тетюш) и близ села Деуково, на левом берегу Камы (у устья р. Ик, Мензелинский район). Древнейшие люди оставили свои следы в виде очагов и остатков угля в них, свидетельствующих, что они пользовались огнем; различных каменных орудий и керамики, характеризующих их хозяйственную деятельность; костей животных* по которым можно определить фауну региона (мамонты, шерстистые носороги -- животные доледникового периода, являвшиеся объектом их охоты); россыпей злаков, дающих представление о флоре -- объекте собирательства. Это было время, когда закладывались первые камни в основание Земной цивилизации. На Деуковском поселении например, археологи исследовали остатки жилищ в виде полуземлянок с деревянными стенами. Основной формой хозяйства было собирательство с разделением труда: мужчины -- охотники, женщины -- собиратели. Социум функционировал в форме родовой общины. Члены общины были связаны родством по материнской линии (матриархат).
Древнейшая северотюркская цивилизация
Неолитическая революция. Понятие "неолитическая революция" вводит в науку академик Н.Н. Моисеев (1992). По его мнению, эпоха неолита (XIII--VI тысячелетия до н.э.) ознаменовала собой коренной поворот в развитии Земной цивилизации. Суть этого поворота заключалась в переходе Homo sapiens от образа жизни собирателей к образу жизни производителей. Если палеолитическую эпоху собирателей (по Моргану -- эпоха дикости или ранний родовой строй) можно рассматривать как подготовку собственно Земной цивилизации, то эпоху неолитических производителей (по Моргану - развитое родовое общество) следует оценивать как начало становления этой цивилизации.
Среди 22 региональных неолитических культур V--II тысячелетия до н.э. ученые называют и Уральскую культуру, которая в IV--II тысячелетии до н.э. соседствовала на Западе -- с культурой лесной зоны Восточной Европы III--II тысячелетия до н.э., на Востоке -- с Байкальской культурой IV--II тысячелетия до н.э., на Юге - с культурой При-аралья (кельтеминарская культура IV тысячелетия до н.э.). В эту же эпоху происходит переход, по выражению Карла Ясперса, к "великим культурам древности" (Египет, Двуречье, Инд, Хуанхе, античность).
Эпохи неолита, бронзы и железа. Формирование производящего хозяйства и переход к развитому первобытному обществу в Татарстане начались в эпоху неолита (нового каменного века). Профессор А.Х. Халиков считает, что эпоха эта наступила у нас несколько позже - около VI тысячелетия до н.э. От этого времени в Татарстане сохранилось более сотни поселений древнейших людей, выявленных на Волге, Каме и их притоках. Сюда относятся Гулькинская стоянка в устье р. Утка, стоянка у села Займище (на Волге) и стоянка у села Мурзиха (на Каме). Найденные здесь предметы и орудия - искусно отточенные каменные и костяные наконечники стрел, вделываемые в деревянные рукоятки лезвия ножей из кремня, копья с каменными и костяными наконечниками, каменные зернотерки, костяные мотыги свидетельствуют о высоком мастерстве их изготовителей. Выдающимися достижениями людей этой эпохи явились совершенствование изготовления лука и стрел, а также глиняной посуды, изобретение технологии шлифования, пиления и сверления камня, способа приготовления пищи с помощью огня, переработки для своих нужд продуктов охоты -- шкур, костей, рогов.
В начале II тысячелетия до н.э. на территории Татарстана вступает в свои права эпоха бронзы, а в начале I тысячелетия до н.э. -- эпоха железа. Археологическая карта Татарстана и соседних республик и областей России фиксирует исследованные поселения древнейших людей в бассейнах Волги и Камы, а также их притоков -- Вятки, Ижа, Ика, Черемшана, Меши, Казанки, Сумки, Свияги, Суры и т.д. Найденные здесь и исследованные предметы и орудия подтверждают переход человека от обработки готового материала (камень, глина, кость, дерево) к созданию новых материалов путем выплавки меди, бронзы, железа. Среди находок археологов появились стрелы и копья с бронзовыми, а затем и железными наконечниками, бронзовые топоры и кельты с деревянными ручками, металлические мотыги, короткие железные мечи и кинжалы. Керамическая посуда была чаще разрисована узорами, имела изображения животных, птиц, рыб. Часто встречаются предметы украшения -- костяные, бронзовые, железные, иногда серебряные и золотые.
Северотюркские племена Волго-Урала. С переходом к производящему хозяйству население региона становится многочисленнее. Расширяются зоны освоенной территории, охватывая предгорные, долинно-луговые, лесные, лесостепные и степные районы.
Происходят перемены в социально-экономической жизни людей. Родовые общины продолжают оставаться основными общественными и производственными ячейками. Матриархат сменяется патриархатом. Прежнее разделение труда членов общины по возрасту и полу (на собирателей и охотников) уступает место более сложному. Главными в хозяйстве становятся земледелие вместе с пастбищным и стойловым животноводством. Подчиненными и вспомогательными становятся охота, собирательство, домашнее ремесло.
Крупным социальным изменением стало возникновение новой формы общности людей -- племени. Племена представляли собой объединение близких друг другу сельских общин, возглавляемых старейшинами. Последние выделялись среди остальных членов общины личной силой и смелостью, храбростью и смекалкой, а также опытом и умением передавать свой опыт собратьям. Они составляли совет старейшин племени. При их участии собрание авторитетных членов племени -- жиен -- приглашало для управления делами племени вождя (князя-эмира) с его дружиной (военным отрядом). Приглашенный эмир действовал согласно традиционному праву и сообразно желанию племени. Такая система управления в истории названа военно-племенной демократией.
Для племени характерны свой язык, собственное имя и особая территория. Переломным в развитии языка многие ученые считают эпоху неолита и энеолита (переход от камня к бронзе, или медный век) -- VII--VI тысячелетие до н.э., когда происходит формирование многих нынешних языковых семей. Отдельные тюркологи считают, что примерно в VIII--V тысячелетии до н.э. началось выделение тюркской семьи языков. Во всяком случае, племена Волго-Урала во II тысячелетии до н.э. уже различались по языку (северотюркские и финно-угорские). Соответственно локализовались территории, отличавшиеся самобытностью языков своих племен.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67