Рефераты. История Татарстана с древнейших времен до наших дней

p align="left">В дальнейшем были пущены в ход экономические меры. Соборное уложение царя Алексея Михайловича (1649) в целях сохранения новокрещенных в православной вере предусматривало такие меры, как уменьшение контактов между крещенными и некрещенными, запрещение совершать земельные сделки между новокрещенными и православными и др. Гонения на татар-мусульман были идеологически подкреплены деятельностью патриарха Никона (1605--1681). В Никоновской летописи в высоком стиле прославлялось царствование великого князя Ивана Васильевича, особо отмечалось овладение Казанским ханством. Церковная реформа Никона (1653--1656), наряду с гонениями на староверов в самой России, характеризовалась навязыванием унификации украинцам, усилением христианизации мусульман. В результате в XVII в. появилась значительная группа новокрещенных татар. Среди них были не только крестьяне, но и служилые татары, которые получали положение, перейдя в православие. Складывается своеобразный татарский православный образ жизни. При крещении человек получал православное имя. Духовная его жизнь раздваивалась. По вере он становился православным -- принимал многие православные традиции: посещение церкви, молитвы, религиозные праздники, обряды венчания, крещения, похорон и др. Многое в складе жизни и психологии у него оставалось татарским. Сохранялся татарский язык. Пристав к русскому берегу, он не порывал с татарским.

Национальное выживание

Идея национального выживания. Русское завоевание Татарстана завершилось полной политической и экономической колонизацией страны. Обе стороны -- царское правительство и татарский народ искали формулу дальнейшего взаимодействия. Царское правительство понимало, что не может идти по пути классической колониальной эксплуатации Татарстана. Такую практику по отношению к цивилизованному народу, стоявшему по уровню политического, экономического и культурного развития не ниже русских, оно считало опасной. Была избрана политика полного этнического поглощения татар, ассимиляции их в православной вере, в русском народе.

У татарского народа выросла и сформировалась национальная идея, которую можно было бы назвать идеей национального выживания. Ее основными ценностями стали: приспособление к реалиям русского политического и экономического господства при сохранении общей перспективы национального возрождения; политическое подчинение, гражданское повиновение; сохранение явочным путем национальной и духовной культуры; отвоевание у властей хотя бы ограниченной самостоятельности своим исламским организациям, национальному языку, национальному образованию. Достижение них целей составило содержание национального движения татарского народа на ближайшее будущее.

Противостояние и противоборство двух линий -- линии царского правительства, нацеленной на полное этническое поглощение татарского народа, и линии татарского национального движения, нацеленной на отстаивание национальной самобытности, определяли главную суть истории Татарстана в XVII в.

Экономическое выживание. Признавая господствующее положение русской национальной экономики, татарское национальное движение ставило задачей спасение татарской национальной экономики ее полного поглощения оккупацией, сохранение ее национально-(>6ъединяющей роли в составе российской экономики. Это можно было бы назвать экономическим выживанием.

В XVII в. царское правительство продолжало политику экономического освоения Татарстана. Городскому населению, вытесненному из городов, запрещалось возвращаться в города. Оно было вынуждено приспосабливаться к непривычной деревенской жизни. Выселенные из своих деревень крестьяне должны были устраиваться на новом месте без всякой помощи со стороны. Деревни мельчали, замыкались |{ натуральном хозяйстве. Татарским купцам не разрешалось появляться в городах даже по торговым делам. Особенно страдало кустарно-промысловое производство. Согласно Соборному уложению 1649 г., татарам было запрещено изготовление изделий из металла.

Тем не менее полного поглощения татарской национальной экономики не получилось. Татары продолжали жить на территории своего Татарстана. Они сохранили, хотя и в сильно ограниченном виде, (вою частную собственность, в том числе на землю, производственные и торговые заведения на всей этой территории -- в центральном Волго-Камье, в правобережье Волги, в бассейнах Казансу и Меши, верхо-иьях Вятки (в Нукрате -- Корино), низовьях Ижа, Ика, Белой. Одновременно шла консолидация экономической жизни татар-мишарей и составе Касимовского ханства, а также в других районах исторической Мещеры -- бассейнах рек Оки, Мокши, Цны, Пьяны, у темниковских, алатырских, курмышских, кадомских, инсарских татар. Существование вассального Касимовского ханства благоприятно сказалось на экономическом положении этого региона.

Национально-культурное и духовное выживание. К концу XVII в. стало ясно, что, несмотря на ассимиляционный натиск, основная масса татарского населения сохранила сложившуюся в Казанском государстве национальную культуру и язык, осталась приверженной исламским духовным ценностям. Оказались довольно устойчивыми татарский национальный характер, татарский национальный менталитет, успевшие пустить глубокие корни в период Волжской Булгарии, а затем и в Казанском государстве. Национальное самосознание, сознание национальной идентичности оказались неистребимыми.

После разгона национальных государственных и общественных учреждений роль духовного объединителя парода взяли на себя мечети. Это не было торжеством исламского теократизма. Мечети в Татарстане тогда несли двойную нагрузку: религиозно-духовную и светско-культурную. К тому же мечети как религиозную, а не политическую форму организации населения в рамках деревень и городских махалла, легче было легитимно отстаивать перед русской государственной властью. К концу XVII в. во всех населенных пунктах татар-мусульман были заново отстроены мечети. Они не были еще ни каменными, ни богато украшенными. Появились простые, небольшие по размеру деревянные мечети, но с соблюдением всех исламких правил, с минаретами, а самое главное -- повсеместно. Поскольку , имамы мечетей традиционно были двухфункциональными (духовные наставники и учителя грамоты), при мечетях вновь открылись. мектебы, появились медресе. Мечети постепенно восстанавливали свою функцию и в качестве очагов образования и просвещения, центров науки и культуры. Русское правительство поддерживало духовную и культурную жизнь только крещенных татар. Исламская национальная культура выживала исключительно за счет собственных пожертвований народа сверх уплачиваемых государству налогов. Под покровительством мечетей выжила и татарская национальная интеллигенция, состоявшая тогда в основном из имамов мечетей. Имамы были одновременно организаторами просветительского движения в народе, учителями детей, поэтами, ученым, врачами.

Наряду с восстановлением духовной и культурологической деятельности мечетей, оживились также идеи и организации среднеискового исламского суфизма в форме накшбанди, основанном п XIV в. Накшбандом (Мухаммадом ал Бухари, 1318--1389). Религиозно-философское течение накшбанди, сыгравшее свою роль и окончательной исламизации Мавераннахра при Шейбанидах и Аш-гарханидах (бухарских Джанидах), получило в XVII в. определенное распространение и в Татарстане. Здесь он был не "привозным" суфизмом, а течением в рамках татарского суннитского ислама. Глав-м ым для его проповедников было распространение идеи "быть чистым, непорочным". Появились оседлые сеиды-дервиши, которые свои обители (ханака) превращали в центр исламской проповеди. Получило распространение паломничество к захоронениям суфийских святых (тюрбе).

Были вынуждены облечь в религиозные формы свои произведения татарские писатели. Ко второй половине XVII в. относится творчество татарского поэта Мауля Колый. Во введении к сборнику своих произведений он пишет, что они написаны на земле Булгар, завершены в 1677 г. Его поэма "Хикмэтлэр" (Мудрости) и газели (стихи) составлены им в форме изложения своей преданности Аллаху и признания того, что он, его жизнь и деяния были недостойны предписаний великого Аллаха. В них ставятся также характерные своему времени социальные проблемы. Он пишет о заботах земледельцев, трудностях обездоленных, о важности укрепления родственных уз между людьми, о нравственности, а также о любви и влюбленных.

Исламские организации, амортизируя ассимиляционное давление, однако, не закрепляли изоляционизм. Татары не только сохранили себя как нация. По-прежнему поволжских татар знали на Востоке и Западе. Известна напечатанная в XVII в. в Риме "Грамматика татарского языка". Наряду с "Codex Cumanicus", это было одним из ранних татарских изданий на Западе.

Выживание татарской национальной культуры, национального языка имело определяющее значение для сохранения внутреннего единства расчлененной на христиан и мусульман татарской нации. Часть служилых татар, входя даже в высшие эшелоны русской государственной службы, оставались мусульманами. Такими были, например, Кутлумухаммад Тевкелев, достигший чина генерал-майора, служилые дворяне (мурзы) Ишеевы, Яушевы. Часть новокрещенных татар переходила в русскую нацию. Но многие из крещенных сохраняли татарский язык, частично -- татарские обычаи, не порывали связь с татарской нацией. Они объединялись в свои кряшенские (татарско-православные) общины.

Народные волнения. Разновидностью национального протеста стали народные волнения. Источники не фиксируют общенациональных выступлений. Но это не означает, что народ безмолвствовал. Свое недовольство существующим положением массы выражали в периоды общероссийских социальных кризисов, присоединяясь к общероссийским выступлениям.

Русское общество, доведенное до отчаяния бесконечными войнами Ивана III, Василия III и Ивана IV, которые стоили не один миллион человеческих жизней и больших разорений, в XVII в. раскололось. Главным был вопрос: продолжать противопоставлять себя одновременно католическому Западу и исламскому Востоку или избрать другой путь. Член комиссии по составлению Соборного уложения 1649 г. историк Ф.И. Грибоедов выражал идеи тех, кто отстаивал единство политических линий династий Рюриковичей (Иван Грозный) и Романовых. Появившийся в 1674 г. "Киевский синопсис" ратовал за объединение всех славян в борьбе против "татаро-турецкого ига", за отмежевание от угро-финнов. Писатель Юрий Крижанич, прибыв в 1659 г. из Хорватии в Москву, рекомендовал принять в России европейский тип абсолютизма. Историк А.И. Лызлов в своей книге "Скифская история" (1692) рассматривал общую для всего Запада проблему "натиска кочевых народов на оседлые народы Европы", включая и историю Казанского татарского государства. При этом он высказался не за "уничтожение" их, а за крепкий договор с ними. Эти разногласия породили в России в XVII в. два кризиса.

Первый из них выразился в Смуте начала XVII в., когда к власти приходили, сменяя друг друга, два Лжедмитрия и бояре, фактически передавшие власть полякам. Втянутая в эту междоусобицу, местная русская власть в Татарстане ослабла. Массовый характер приняли волнения среди татарского населения. Как сообщают источники, наиболее значительными среди них были волнения 1615--1616 гг., связанные с повышением ставок и ужесточением сбора ясака. Власти были вынуждены обращаться к татарскому населению со специальными грамотами, в которых призывали их соблюдать порядок, "памятуя бога и свою мусульманскую веру". Тогда среди участников волнений -- татар появились призывы "добиться отделения от России". Но это требование, скорее, было отголоском прошлой войны за независимость, но не отражением существующей реальности. Россия вышла из кризиса, избрав на власть Романовых, и осталась верной прежней политике. Волнения в Татарстане были подавлены.

Во второй половине XVII в. волнения в Татарстане прошли в связи с русскими крестьянскими войнами. В 1670 г. повстанцы Степана Разина, двигаясь к центру России с юга, прорвали государственную военную линию Самара --Сызрань -- Пенза в районе Самары, а затем подошли 1С следующей государственной военной линии, вытянувшейся с запада на восток (Воронеж -- Козлов -- Тамбов -- Саранск -- Симбирск- илярск -- Заинек -- Белоярск), в районе Симбирска. В зоне противоборства русских крестьянских повстанческих отрядов и подтянутых для войны с ними русских регулярных войск оказался правобережный Татарстан. Здесь русских крестьян-повстанцев поддержало недовольное властями татарское, марийское и чувашское население. В левобережном Татарстане больших русских повстанческих сил не было. Само же мест-i юе население к самостоятельному выступлению не было готово.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.