Рефераты. История Татарстана с древнейших времен до наших дней

p align="left">Сохранение национальной самобытности. Сохранение национальной самобытности Татарстана сказалось такой же трудной задачей, как и его поглощение. Правительственные круги как бы спешили по следам своих успехов по присоединению Татарстана довести до конца дело его полного "освоения".

Татарстану не удалось отстоять в полной мере свою национальную самобытность. Страна оказалась расколотой. Она теперь состояла из двух общин: татарской, национально-подавленной, и русской, относящейся к господствующей нации. Татары не только потеряли свою государственность, но и были вынуждены потесниться и уступить значительную часть своей исторической территории русской общине ( русским национальным укладом жизни с русской национальной экоономикой, языком, системой образования, культурой, православной религией. Выжила и сама татарская нация, сохранив татарский национальный образ жизни с традициями национальной экономики и быта, ( татарской системой образования, национальным языком и культурой, исламской религией. В Татарстане началось позитивное взаимодействие этих двух общин, двух культур.

XVII в. показал, что у татарской нации сильный дух и большая способность выжить. Потеряв государственность, она сохранила этнокультурную самостоятельность и независимость, явочным порядком строила свою этнокультурную и экономическую жизнь на своей исторической земле в соответствии с историческими традициями. Этнокультурное выживание татар в Татарстане вдохновляюще действовало на сибирских и ногайских татар, татар-мишарей рязанских, тамбовских, пензенских, а также на татарскую диаспору в различных русских городах.

Поворот к национальному возрождению

Ветры просвещения. Знаменем мирового прогресса в XVIII-- XIX вв. становится новый цивилизационный феномен, вошедший в историю под емким названием "Просвещение". Эпоха Просвещения стартовала в Западной Европе. Наиболее видными ее представителями были: в Великобритании -- Дж. Локк, во Франции -- Волй-тер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, в Германии -- Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гёте, в США -- Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн. Суть предлагавшейся'социальной модернизации общества составила идея признания и обеспечения свободы человека (гуманизм) с упразднением сословности, предоставления каждому духовной свободы, равной возможности владеть частной собственностью и беспрепятственного пользования гражданскими правами.

Просветители понимали, что гуманизация общества невозможна без упразднения абсолютной монархии. Возникли идеи суверенитета народа, национального суверенитета. На смену наднациональным империям, основанным на религиозной общности, приходили национальные государства. Совершенная под просветительским лозунгом "народ имеет право свергать неугодный ему государственный режим" французская революция конца XVIII в. открыла путь для освобождения общества от системы абсолютной монархии и перехода к системе парламентской республики или парламентской монархии. Разъясняя свою линию, французские просветители ввели в употребление понятие "нация" для обозначения народа, обретавшего новые качества -- бессословность, свободу, paвенство, братство и строящего свою жизнь на своей национальной1 территории, в своем национальном государстве. Аббат Сьейес (1718--1836), один из основателей якобинского клуба, участник выработки Декларации прав человека и гражданина, так разъяснял это понятие: "Нация -- это союз сотоварищей, живущих в соответствии с общим законом и представленных единой законодательной властью". С этого времени слово "нация" употребляется в двух значениях: в старом, социально-этническом -- в смысле этнокультурной общности, и в новом -- в смысле социально-политической (государственной) общности.

Идеи просвещения и модернизации в России. Наиболее острыми и неотложными проблемами в России тогда были преодоление технико-экономической отсталости; освобождение крепостных крестьян; модернизация царского самодержавия; предоставление национальных прав порабощенным нерусским народам.

В отличие от Западной Европы, инициативу в решении этих проблем берет на себя русская дворянская самодержавная власть. При решении русских национальных проблем она старается не терять православной самобытности России и растянуть постепенную модернизацию на более длительный срок. По отношению к нерусским народам сохраняется несколько смягченная политика завершения их колонизации.

Император ПетрII приложил большие усилия для того, чтобы I" Россию потекла европейская военная и военно-морская технология. был совершен скачок в металлургии, кораблестроении, торговле. И вопросах же государственного устройства он стал на путь дальнейшего укрепления режима царского самодержавия путем формирования новой государственной опоры в лице русской дворянской элиты и заключения "священного союза" власти с церковью. В целях восприятия европейских технических новшеств он добавил к выходу в Европу через северные моря еще и ворота через Балтийское море. Бедственное же положение русских крестьян и национальное бесправие нерусских народов при этом только усилились.

Императрица Екатерина II сделала следующий шаг в укреплении царского самодержавия, возвысив дворянскую элиту. Русское дворянство поставляло не только офицеров для армии, но и деятелей науки, литературы, искусства. Самодержавная дворянская монархия была объявлена просвещенной. Раскол в обществе усилился. Противостояли друг другу просвещенная дворянская монархия с мощной военной силой, развитой Наукой, культурой, искусством, с одной стороны, и оставленное в стороне н модернизации русское крепостное крестьянство -- с другой.

С наступлением XIX в. в русском обществе заговорили об освобождении русских крепостных крестьян и переходе к европейским формам организации русского национального государства. Молодой Александр I в первые годы своего царствования заигрывал с реформаторами (Сперанским и др.). После того как он, опьяненный победой над Наполеоном, отказался от увлечений молодости, с реформаторскими идеями выступила небольшая часть передового дворянства -- декабристы. Они предложили заменить самодержавие конституционной монархией (Н.М. Муравьев) или конституционной республикой (П.И. Пестель).Однако до середины XIX в. практических подвижек в реализации идеалов Просвещения в России не было. ВО. Ключевский с горечью отмечал: "Чем более расширялась территория нашего государства, тем более стеснялась внутренняя свобода народа", "чем шире пользовались мы плодами западноевропейской культуры, тем более расходились с ее основными стремлениями к равенству и свободе". Россия!

смогла приступить к практической реализации предложений декабристов только с 60-х годов XIX в.

Что касается особых национальных интересов татарскшого народа (как и других нерусских народов), то они фактически игнорировались хотя монархи на словах пытались представить себя защитниками татар. Еще Петр I издал указ, повелевавший прекратить разрушение татарских памятников Булгара. На деле указ не имел действия. Ничегоне делалось для реставрации сохранившихся здесь памятников. Они погибли. Екатерина II, посетив Булгар в 1762 г., отметила в письме Вольтеру, что татарский город Булгар разрушается. Архиепископа Канашевича за усердие в разрушении татарских! памятников при его бытности в Казани она назвала "гонителем". На деле же царица была безжалостной в подавлении антикрепостнических выступлений русских крестьян, заключила в Шлиссельбургскую крепость писателя-просветителя Н.И. Новикова, сослала в Сибирь А.Н; Радищева, а с правами нерусских народов вовсе не считалась. В ее правление было ликвидировано гетманство на Украине. Украинский народ лишился последних остатков автономии, обещанной при воссоединении Украины с Россией. Отклонила она просьбу татарских просветителей разрешить книгоиздательство на татарском языке.

Раздел Татарстана между русскими губерниями. Правительство Романовых продолжало политику государственного освоения Татарстана, как и других присоединенных к России нерусских территорий, щ

В 1681 г. было упразднено Касимовское татарское ханство. В административном делении России исчезло последнее татарское наименование. Правительство Петра I в 1708 г. объявило о созданий Казанской щ

губернии. По России было образовано 10 губерний, довольно больших по территории (Московская, Санкт-Петербургская, Киевская, Азовская, Казанская, Сибирская и др.). В управление Казанской губернии

входила в основном территория, ранее подчинявшаяся Казанскому приказу. Статус управления изменился. Место "особого" приказа, так или иначе учитывавшего условия бывшего Казанского татарского государства, заняло обычное русское административное управление.

В 1775 г. правительство Екатерины II увеличило число губерний, уменьшив размеры существующих и добавив новые (Польшу, Финляндию, Балтийские страны, а позже Крым). В Казанской губернии было оставлено всего 13 уездов (Казанский, Арский, Лаишевский, Мамадышский, Чистопольский, Спасский, Свияжский, Тетюшский, Ядринский, Козьмодемьянский, Царевококшайский, Цивильский, Чебоксарский). Остальные земли, заселенные татарами, оказались разделенными между Вятской, Уфимской, Самарской, Симбирской, Оренбур-жской, Нижегородской губерниями. Небольшими частями татарские к'мли вошли также в состав Саратовской, Пермской, Рязанской, Там-(Ювской, Пензенской губерний и губерний Сибири.

Губернией наиболее компактного проживания татар оказалась Ка-w некая, хотя они и здесь составляли меньшинство населения. По данным 5-й ревизии (1796--1798) из 900 тыс. населения губернии татары "оставляли 40%, русские -- 52%, чуваши, мари, удмурты, мордва -- 8-- 10%. В остальных губерниях процент татар был еще меньше. Административная реформа Петра I и Екатерины II завершала территориальное расчленение Татарстана. В 1781 г. было образовано наместничество, объединившее под свое начало Казанскую, Саратовскую и Пензенскую гу-оернии. В 1792 г. его здесь упразднили. В дальнейшем наместничества возникли в национальных окраинах России. В 1815--1874 гг. наместник императора управлял Царством Польским, в 1844--1947 гг. -- Кавказом.

Государственная власть. Русское большинство в губерниях, в со-< гав которых вошли татары, служило основной опорой русского управления во всех областях жизни -- политической, экономической, культурной, духовной. На страже русской государственной власти по-прежнему стояли дислоцированные там русские войска. В 1719 г. и Казанской губернии было размещено четыре полка. В дальнейшем присутствие русских войск в губернии расширилось. Казань стала центром большого военного округа.

Государственное управление в Татарстане было русским не только на уровне губерний, но и на уровне уездов, волостей и даже татарских деревень. Уездные центры и волостные управы размещались н русских населенных пунктах. Уездом стал управлять капитан-исправник совместно с заседателями, выбиравшимися из местных русских дворян.

Император Николай I, присоединивший к России новые территории (Эриванское и Нахичеванское ханства), беспощадно подавивший польское освободительное восстание 1830--1831 гг., присоединивший униатов на Украине к православной церкви, проводил политику национального угнетения и в Татарстане. В 1834 г. было издано распоряжение повсеместно избирать на должности сельских й волостных начальников только лиц православного вероисповедания. В татарских деревнях эти должности можно было доверять крещенным татарам, особо подобранным властями. Фактически даже в татарской деревне не стало самоуправления. Национально-русскими были все судебные лубилось противостояние между исполнявшим властные функции русским чиновничеством (капитан-исправник, частный и становой пристав, урядник, собиратель налогов -- откупщик, сельский с одной стороны, и татарским населением, с другой. Противостояние сложилось также между татарским населением и русскими чййовниками судебных органов, чиновниками министерства государственного имущества, созданного согласно реформе министра П.Д. Киселева в середине XIX в. Во многом недовольство и протесты населения вызывались взяточничеством чиновников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.