Рефераты. История Татарстана с древнейших времен до наших дней

p align="left">Ориентация на сотрудничество. Внешнеполитическая линия Казанского татарского государства (Казанского ханства) по отношению к России оставалась традиционно мирной. Ее можно было бы назвать линией сотрудничества со всеми своими соседями, включая Россию. В целом мирными договорами завершались военные столкновения между Волжской Булгарией и Киевской Русью, а затем и Владимиро-Московской Русью. Войска Волжской Булгарии не участвовали в карательных операциях Сарая против Москвы. Их не было в войсках темника Мамая на Куликовом поле и в войсках самого Тохтамыш хана, осаждавшего в 1382 г. Москву. Булгарские войска не воевали на стороне Тохтамыш хана в его схватках с Тамерланом, не поддерживали кого-либо из ордынских ханов в их междоусобице. Во время похода ордынского князя Булат Тимера на Булгар они стояли на стороне соблюдения условий ярлыка. Они отражали набеги русских князей, защищая свою страну. Сами тоже совершали разорительные набеги на русские земли. Но эти войны в условиях Золотой Орды не были межгосударственными.

Теперь, приняв анти-ордынскую политику, Казанское татарское государство (Казанское ханство) оказалось в лагере стран, строивших независимую от Орды жизнь -- Крымского ханства, Приазовского татарского государства, Сибирского ханства, Ногайской Орды, Российского государства. Все эти страны были тогда объективно в одном лагере и шли по пути укрепления независимости.

Приоритетным Махмуд-хан считал установление добрососедских отношений с Россией. Казань со своей стороны предлагает Москве линию сотрудничества, которая ничего общего не имеет с субъективно-идеологической выдумкой, гласящей: Казанское ханство основал Улу-Мухаммед с целью "продолжать традиционную политику золотоордынских ханов -- завоевание соседних народов, распространить свою власть на восточные русские земли и вмешаться во внутренние дела государства" (БСЭ, 2-е изд., т. 19, с. 310). Само это примитивное клише было придумано для оправдания противостояния "Руси и Степи", "половцев и русских", "русских и татар" еще в период первоначальной идеологической ориентации русского национального самосознания, а в дальнейшем составило основу официальной русской державной идеологии. С точки зрения антитатаризма была составлена сразу же после взятия Казани русскими войсками и по специальному заказу Ивана Грозного книга "Казанский Летописец". М.Г. Худяков еще в свое время заметил, что эта книга "с избытком пропитана фантастической ненавистью к казанцам и всячески старается представить их злобными дикарями...".

Становление татарского национального государства происходило в условиях мира и взаимопонимания внутри страны и международного сотрудничества со всеми странами, в том числе и с Россией. Двадцатилетие правления Махмуд-хана прошло в условиях мира между Москвой и Казанью. Мир соблюдался на взаимной основе. Махмуд-хан отмежевался от проордынски нацеленной политики отца, в силу чего князь Василий II освободился от тяжелых условий договора 1445 года, заключенного им с Улу-Мухаммедом. Надо полагать, что Василий II, в свою очередь, не перенес на Махмуд-хана ответственность за те обиды, которые нанес ему Улу-Мухаммед.

Территория. Изучавшие территориальную систему функционирования власти историки склонны считать, что в целом территория Казанского государства определилась в границах Волжской Булгарии, хотя несколько меньше.

Граница Казанского государства с Россией проходила западнее рек Ветлуга и Сура, впадающих в Волгу с севера и юга. На юго-западе Казанское государства граничило с Крымским ханством, в состав которого несколько позже вошли и земли Приазовского татарского ханства. Пограничными городами здесь были Наровчат по реке Мокша, Сары тау, Сары тын -- по Волге и др. На юге граница проходила примерно по реке Самара. Соседом Казанского государства здесь оказалась Ногайская Орда с центром в городе Сарайчик на реке Урал. Восточная граница оказалась прозрачной. Татарская этническая граница проходила по верховьям реки Кама и по реке Ик и низовьям реки Агидел. Далее шла башкортская этническая территория, выходившая за границу Казанского государства, за Урал, откуда начиналась граница Сибирского ханства. На севере в состав Казанского государства входили земли в верховьях рек Вятка, Кама, Чепца (Карийское татарское княжество, Вятская земля, Марийское Поволжье). В состав Казанского государства входили также территории Чувашии и частично Мордовии.

Население. Историки, этнологи сегодня продолжают искать ответ на вопрос о том, кто же он, татарский народ, по происхождению: булгары, уходящие корнями к великой Причерноморской Булгарии Кубрат хана и сформировавшиеся как народ в рамках Волжской Булгарии в IX--XIII вв., или же поволжские татары, вышедшие из недр не менее известного татарского государства Золотая Орда и сформировавшиеся впервые как народ в составе Казанского государства в XV в. Что главное в нашем менталитете: склонность к мягким формам политики, характерная для булгар, или горячая увлеченность заманчивой идеей лидерства, что тогда было характерно для татар.

В XIX в. Н.И. Ильминский и Н.И. Ашмарин были в этом вопросе категоричны, говоря, что поволжские татары происходят из Золотой Орды, а булгары -- предки современных чуваш. Сейчас такой категоричности не чувствуется. Понятно, что "чистых" народов не бывает. Но вопрос: "татары мы или булгары", а может быть "мы -- булгаро-татары" -- продолжает обсуждаться. В действительности население Казанского государства было сложным по составу. Большинство населения традиционного центра (северное и южное Прикамье, правое и левое побережья Средней Волги) еще в древности составляли местные тюркские племена (берсула, эсегель, суасы и др.) и переселившиеся сюда в VIII в. тюркоязычные булгары. В составе государства Волжской Булгарии они интегрировались в общебулгарский народ.

В XIII--XIV вв. Камско-Волжский центр оказался более доступным для торгово-экономически активной части кыпчакско-татарского населения Золотой Орды. В свою очередь, булгары центра, имея мусульманскую интеллигенцию, оказались более готовы для взаимодействия с кыпчакско-татарским языком и культурой, особенно когда Золотая Орда, приняла ислам. В период становления Казанского татарского государства усилился процесс их политической, социально-экономической, языковой, культурной и духовно-психологической интеграции. В результате в XV--XVI вв. формировался народ поволжских татар, получив впоследствии односложный этноним "татары".

Вместе с тем Казанское государство не только сохранило унаследованную от Волжской Булгарии полиэтничность. В его границах происходило формирование и других народов. Булгары правобережной Волги, менее втянутые в ислам и в кыпчакско-татарскую языковую 11 культурную орбиту, больше сохранившие связи с финно-уграми формировались как чувашский народ. В составе Казанского государства (охранили свои, идущие от Волжской Булгарии, территориально-этнические позиции башкорты, принявшие ислам, а также представители финно-угорских народов. В Казанском государстве была еще значительная русская община, объединявшая беглых русских крестьян и пленных, оставшихся здесь. Они занимались ремеслом и торговлей и городах или составляли прислугу в больших хозяйствах. Большинство их оставалось в православной религии, часть перешла в ислам. Общая численность населения государства оценивается историками п пределах одного миллиона человек.

Государственные границы между Казанским государством и Московским государством, между ними и остальными государствами на постордынской территории оставались пока прозрачными. Главным образом, шло политическое размежевание. Сложившиеся социально-экономические, торговые связи между ними сохранялись. Продолжались перемещения населения.

Национальное государство поволжских татар в XV-XVI вв.

Государственный строй. XV в. для Европы был началом перехода от культуры средневековья к культуре нового времени. Эпоха Возрождения, начавшись в Италии в XIV в., стала вступать в свои права в остальных странах континента. Главную сущность Возрождения составило распространение гуманистического мировоззрения. Олицетворяли это мировоззрение Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланд-жело, Тициан, Данте, Эразм Роттердамский, Коперник... В социальном плане началось формирование национального самосознания, выражающегося в осознании национальной идентичности, в стремлении к национальному единству, в росте авторитета национального языка. С 1362 г. в Англии начинается перевод судопроизводства на английский язык. Заседания парламента здесь открываются отныне на английском языке. К XIV--XV векам относят историки складывание русской национальной культуры, русского национального государства.

Татарстан не остался в стороне от этих процессов. Утверждение некоторых историков, что Казанское ханство было типичным средневековым феодальным государством, лишенным "малейших признаков демократизма", безосновательны. Государственная система Татарстана представляла отныне централизованную монархию специфической исламской конституционно-консультативной формы. Коран являлся высшим государственно-правовым авторитетом. Жыен делал эту монархию представительной. Выборной была низовая власть в деревне. Новый государственный строй не стал результатом простой смены названия "Булгарского ханства" на "Казанское ханство". Одним из самых важных новшеств государственного строя было то, что началось закладывание основ татарского национального государства. Определявшие доныне государственный строй принципы исламского права начали дополняться национальным принципом государственного устройства -- принципом национального суверенитета. Сам же принцип национального суверенитета был порожден ростом и углублением у поволжских татар чувства и сознания национальной идентичности. Иначе говоря, становление национального государства поволжских татар происходило в условиях дополнения чувства и сознания исламской солидарности новыми чувством и сознанием национальной идентичности. Государство поволжских татар в XV--XVI вв. становится национальным государством, не переставая быть исламским.

Система государственного управления. В системе государственного управления Казанского государства сохраняются принципы, характерные для Волжской Булгарии, и вносятся новые элементы, связанные с восстановлением в полном объеме независимости, с процессом становления национального государства. Верховная власть в государстве принадлежала хану. При хане был Диван (Совет), игравший роль правительства. Члены Дивана назывались Карачи (смотритель, назир). Один из них был улу (главный) Карачи. В разное время должность улу Карачи исполняли Пулат Ширин, его сын Нурали. Вопросы межгосударственных связей решали обычно ханские посольства, формируемые, как правило, из трех яеловек: князя, оглана и бакши (дьяка). Видным дипломатом проявил себя во время татарстанско-российских переговоров князь Нурали. Под его началом работали высшие чиновники -- тамгачи (таможенник), ильче (государственное посольство), ямчи, бакши (дьяк) и др. В Диване важную роль играл глава духовенства -- муфтий. Во главе духовенства стояли в разное время сэед Бу-раш (1491-1507), сэед Шах Хусаин (1512-1516), сэед Боюрган (1546), Сид Мансур (1546), сэед Кул Шариф сын Мансура (1552). Они явля-мись первыми лицами в государстве после хана, выполняли важные дипломатические поручения. (Иногда бывали в оппозиции хану. Сэед Боюрган, например, не ладил с Сафа Гирей-ханом.)

В целом Казанское государство можно было назвать аристократически-представительной монархией. Для решения важнейших вопросов общегосударственного значения (объявления войны и мира и др.) по-прежнему собирался Джиен (Собор) с участием государственных сановников, высшего духовенства, военных верхов, состоятельных горожан и авторитетных землевладельцев. Судебные орга-п ы составляли судьи (казый) во главе с главным казыем страны, утверждаемым ханом. Они работали на основе законов шариата. Исламское духовенство в своих религиозных делах было автономно. ( оставляя нравственно-этическую опору государства, оно входило по все органы государственного управления и поддерживалось авторитетом хана. Во главе высшего духовенства страны (улемов) стоял муфтий, которого, как правило, величали титулом "шайх ул ислам". Пo-современному он был как бы главным прокурором: давал толкование законов шариата, давал фатву (благословлял) на реализацию законов, принимаемых Джиеном и ханом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.