Рефераты. История Татарстана с древнейших времен до наших дней

p align="left">В ряду особых забот татарского национального движения в 20-х годах оставалось послевоенное восстановление и развитие народного образования как в Татарской АССР, так и в районах проживания татарского населения за пределами республики. В республике этим делом занимался непосредственно Наркомпрос. В районах проживания татарского населения за пределами республики основную заботу на себя взяли татаро-башкортские секции, действовавшие тогда при местных губернских комитетах РКП(б) и губернские отделы народного образования. Был осуществлен переход от джадидских (но-вометодных) татарских школ к советским татарским школам при сохранении национальной системы образования. На основе Декрета об отделении школы от церкви (и мечети) все татарские школы стали государственными, светскими. Преподавание исламских дисциплин в них было прекращено, так же как преподавание православных дисциплин - в русских школах. Система народного образования строилась на основе правительственного "Положения о единой трудовой школе" и правительственного решения о профессионально-техническом образовании.

По официальной статистике, из 2118 начальных и средних школ, действовавших в республике в 1925 г., татарских было 1048 с числом учащихся 76 200. Сформировалась система фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для подготовки квалифицированных рабочих. В 1925 г. в 58ишколах ФЗУ республики обучалось 4764 ученика, в том числе детей татар -- 1537. Для подготовки кадров среднего звена были созданы техникумы и специальные профессиональные училища. Подготовку учителей со средним специальным образованием в 1921--1922 гг. уже вели 8 педагогических техникумов, которые пришли на смену краткосрочным курсам по подготовке учителей. Подготовку кадров высшей квалификации вели Казанский университет, в составе которого открывается татарское отделение, а также открытый в 1919 г. Казанский политехнический институт и открытый в 1922 г. Институт сельского хозяйства и лесоводства. Учителя для средней школы готовились в Казанском педагогическом институте. Частично молодежь подготавливалась к поступлению в вузы в системе рабочих факультетов (рабфаков) при самих вузах. Для обучения грамоте взрослого населения была создана система школ ликвидации безграмотности (ликбезы).

Переходя к советской системе народного образования, удалось сохранить национальные традиции татарской национальной школы, имевшей более чем тысячелетнюю историю. В частности, была снята поднимавшаяся до революции не раз проблема перевода татарской письменности на базу кириллицы. Сохраненная татарская письменность на основе арабской графики была усовершенствована. Работа по ее усовершенствованию была проведена довольно интенсивно еще в начале XX в. учеными новых медресе, число которых в 1908 г., по данным газеты "Ал Ислах", в Казани превысило 30 (в том числе высшего типа --12, неполного высшего и среднего -- 24). В 20-х гг. по инициативе Г. Ибрагимова и татарских языковедов эта работа флла продолжена. Расширилось книгопечатание, появились пишущие машинки на основе этой письменности. В течение долгого времени приспособленная к особенностям татарского языка, имея красивые формы, обеспечивая скоропись, она до сего времени сохраняет свою привлекательность и используется в научных и историко-культурных исследованиях.

В середине 20-х гг. появилась инициатива по переводу татарской национальной письменности на основу латиницы. Возникло общество "Яналиф". Сначала к подобным предложениям общественность отнеслась настороженно. Многие высказывались против. Не хотелось терять культурное богатство, зафиксированное арабской письменностью.

Тем не менее такой переход состоялся. Он ознаменовал дальнейшее углубление татарского национального самосознания, пробуждение сознания общетюркского единства. Многие деятели татарского национального движения, в частности Гаяз Исхаки, еще раньше призывали, наряду с пониманием важности татаро-русского объединения, не забывать значения опыта других тюркских народов в возрождении татарской нации, ее культуры. Наиболее преуспевающей в тюркском мире страной тогда была Турция, принявшая латиницу. За ней следовал Азербайджан. В Татарстане делопроизводство в государственных, кооперативных учреждениях и общественных организациях на латинский алфавит переводится с февраля 1929 г. На новый алфавит перешли газеты и журналы, издательства, учебные заведения. Правда, в тех сложных условиях коммунистического наступления на дореволюционное культурное наследие нерусских народов переход к латинице сопровождался большими культурными потерями. Татарское население оказалось в значительной степени изолированным от своего исторического культурного наследия, поскольку на латинице оно не переиздавалось.

Пятилетие Татарской АССР. В 1925 г. было отмечено пятилетие со дня образования Татарской АССР. Наиболее существенным итогом стало то, что единая татарская национальная жизнь отныне стала протекать на двух территориально-государственных полях. Национальная жизнь меньшей части татарского населения шла в рамках завоеванной татарским национальным движением национально-территориальной автономии (ТАССР). Национальная жизнь большей части татарского населения формировалась в рамках смежных с ТАССР русских губерний и национально-территориальных автономий других нерусских народов.

Тем не менее на всей территории своего проживания в Советском Союзе татарская нация сохраняет свое единство -- единство национального языка, национальной культуры, национальной духовной жизни, традиций национальной истории. Свою роль в духовном объединении нации продолжало играть татарское мусульманское духовенство. В 1922 г. муфтият (Ризаэддин Фахреддинов) получил разрешение завершить строительство в Казани Закабанной мечети. В 1926 г. состоялось ее торжественное открытие. Татарская национальная государственность в лице Татарской АССР воспринимается как государственность всего татарского народа. Однако у официальной союзной власти формируется несколько иной взгляд. Понятие Татарстан официально закрепляется только за территорией ТАССР. Изучение послереволюционной государственной истории татарского народа, татарской нации ограничивается историей Татарской АССР, хотя татарские культурологи изучение национального языка, национальной культуры продолжают вести в общенациональных рамках.

По официальным данным, за первое пятилетие своего существования ТАССР прошла значительный путь восстановления народного хозяйства, состоявшего тогда из национальной экономики (экономики единичных крестьянских хозяйств и татарского нэпмановского предпринимательства) и экономики, сосредоточенной в распоряжении Союзной власти. В 1925/26 хозяйственном году посевные площади составили более 98% от уровня 1913 г., собранный урожай зерновых -- 71,1%. Поголовье мелкого скота почти достигло довоенного уровня, поголовье лошадей и коров составило около двух третей от уровня 1913 г. Основную причину медленного восстановления сельского хозяйства следует видеть в федеральной политике преимущественного развития государственной промышленности за счет индивидуального сельскохозяйственного производителя. Крупная (цензовая) промышленность республики, перешедшая полностью в распоряжение Федеральной власти (текстильная, швейная, кожевенно-меховая, обувная, жиро-мыловаренная, пищевая, строительная, деревообрабатывающая, полиграфическая, энергетическая), в 1925 г. давала 70% довоенной продукции. В промышленности республики было занято около 14 тыс. рабочих, из которых одну пятую составляли рабочие-татары. Несколько сократилась доля татарского населения республики. По переписи 1926 г. все население ресцублики составляло 2 915 277 человек. Татар было 1 266 818 человек (48,9%), русских -- 1 116 005 человек (43,1%). Процент татар уменьшился в основном за счет выехавших из республики в поисках работы, процент русских увеличился за счет прибывших в республику на работу на союзных промышленных предприятиях, в советских и партийных учреждениях. Среди городского населения татары составляли 23,6%, русские -- 72, 9%. Большинство татар занималось сельским хозяйством. Среди сельского населения они составляли 54,2%.

Коммунистический абсолютизм в России и Татарстане

Предпосылки коммунистического абсолютизма. Согласно основному постулату марксистского материализма, "бытие определяет сознание". Тем не менее социализм вошел в сознание россиян не через материальную жизнь, а как идеальное представление о будущей справедливой и материально обеспеченной жизни. Коммунисты разъясняли, что только Советская власть способна спасти Россию от позора поражения в мировой войне, превратить ее из аграрного придатка капиталистического мира в процветающую индустриальную державу, что только с разрушением существующего уклада жизни, с его делением на бедных и богатых, с введением в стране социализма россияне смогут выйти из создавшегося состояния безысходности.

Разъяснения большевиков были очень простыми, доступными для многострадальных низов и подкупающими. Получалось, что справедливое общество (социализм) -- антипод существующему (капитализму). Чтобы социализм восторжествовал, все должно быть заменено своей противоположностью: национальная идея -- классовой, традиционная национальная идеология -- марксизмом, русское национальное государство -- российским, частное предпринимательство -- коллективной работой на государственных предприятиях, личная свобода -- личной преданностью социализму. При этом казалось, что сами люди ничем особенно себя не будут утруждать. Им говорили: доверьтесь большевикам, поддержите их, помогите им; все необходимое вам они сделают сами кто не соглашается -- тот не желает народу социалистического счастья; кто не сдастся -- тот уничтожается.

Из такого разъяснения народные низы, в свою очередь, сделали простые выводы: жестко стелят, но ради будущего -- можно согласиться, можно пока подтянуть пояса. Лес рубят -- щепки летят. Самое главное -- в конце тоннеля показался свет. Доверчивое отношение к большевикам пришло и к татарским низам, так долго жившим вместе с русскими и так много терпевшим вместе с ними и врозь. Они также двинулась по пути к социалистическому миражу. БессознателЬно-до-верчивое отношение народных низов, составляющих большинство российского общества, стало политической базой становления в России тоталитарного режима, а насилие это^о режима -- повивальной бабкой российского социализма.

На путь насилия Ленин толкал Россию еще до Октября. Власть, основанную на законе, выборную власть он называл буржуазной властью. Диктатуру пролетариата, заменяющую эту власть, он определил как власть, опирающуюся "не на закон, не на выборы, а непосредственно на вооруженную силу", как особую организацию "насилия против буржуазии". В годы гражданской войны Советская власть разрушила не только старую государственную машину, но и основы государственного права Те круги российского общества, которые раньше участвовали в формировании государственной власти и политики, были лишены избирательных прав. Они уже не могли влиять на становление новой политики. Фактически не участвовала в формировании власти и политики также трудящаяся часть населения. Конструирование новой власти, определение политики происходило в тесном кругу российских политических лидеров, фанатически поддерживаемых немногочисленными, но хорошо организованными, дисциплинированными, истинно желавшими осчастливить свой народ коммунистами в низах. Зараженные идеей мессианства, эти коммунисты уверовали в то, что народные массы непосредственно не могут выразить свои интересы. Эту задачу они решили взять на себя. Так возникла опосредованная через коммунистическую партию власть народа, в которой народу отводилась роль не творца, а лишь "одобряющего".

Пятилетнее советское правление во главе с Лениным йе принесло материального облегчения ни русскому народу, ни нерусским народам. Теперь все они были поставлены в положение равно зависимых от решения Союзного центра.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.