Украина, Армения, Грузия, Литва, Эстония, другие республики, в свою очередь, были охвачены движением правозащитников, требовавших соблюдения прав и свобод не только человека, но и нации. В дальнейшем эти выступления переросли в национально-демократические движения.
Союзные власти взялись за искоренение "крамолы" путем дискредитации и уголовного преследования. A.И. Солженицын был выдворен из страны, А.Д, Сахаров сослан в Нижний Новгород. Тысячи активистов оппозиции были арестованы, сосланы. Пострадали многие диссиденты в национальных республиках. Понесли наказание руководители ряда республик. В начале 1971 г. был снят с занимаемой должности партийный руководитель Грузии В.П. Мжаванадзе, обвинен в национализме и перемещен на другую работу украинский партийный лидер П. Е. Шелест. Наказываемые местные лидеры не находили ощутимой поддержки ни в народе своих республик, ни у коллег в других республиках. Народ стал все больше дистанцироваться от власти. Правительство Л.И. Брежнева и его наместники в республиках теряли социальную почву.
Татарстан в системе российской стагнации. Начало 70-х годов принесло союзному правительству еще одно огорчение -- провал экономических планов. Народное хозяйство, ориентированное на обеспечение военного превосходства государства над западными державами, все хуже справлялось с производством продовольствия и промтоваров для населения. Особенно тревожило низкое качество товаров. Лидеры СССР оказались перед скандальным провалом их популистского обещания 1962 г. о том, что "в итоге второго десятилетия (1970-- 1980 гг.) будет создана материально-техническая база коммунизма, обеспечивающая изобилие материальных и культурных благ для всего населения".
Застойное правительство Л.И< Брежнева, поддержанное близорукими лидерами национальных республик, оказалось неспособным предотвратить надвигающуюся политическую и экономическую катастрофу. Было принято роковое решение о "постоянстве кадров", закрывшее приток в ряды старой номенклатуры молодых реформаторских сил. Чтобы создать видимость решения экономических проблем, было объявлено о возведении предприятий-гигантов, названных стройками коммунизма. Союзные власти отказались от своих же предложений о расширении прав союзных республик и повышении статуса автономных республик. В юридической литературе стала в качестве новации обсуждаться и рекламироваться идея о том, что националное государство отомрет раньше, чем отомрет государство вообще.
Была переписана Конституция СССР. В статье 13 Конститущщ 1937 г. говорилось: "Союз Советских Социалистических Республик есть союзное государство, образованное на основе добровольною объединения равноправных советских социалистических республик, В Конституции 1977 г. название "союз" было сохранено, но само союзное государство определялось как "единое союзное многонациональное государство" (статья 70). Иначе говоря, договбрный союз республик превращался в единое союзное государство разных национальностей. Политика унитарного государей а (единое союзное многонациональное государство) оправдывалась тем, что якобы преодолеваются республиканские границы, превращаясь в простую формальность, возникает "единение" живущих в Советском Союзе национальностей во всех областях их жизни. Еще в 1971 г. власти Союз провозгласили: в СССР "возникла новая историческая общность людей -- советский народ". В 1976 г. было объявлено, что в пределах всей страны сложился "единый хозяйственный организм". В 1981 г. с трибуны XXVI съезда партии Л.И. Брежнев заявил: "Происходит ...формирование культуры единого советского народа". Эти заявления делались в то время, когда, по признанию самого же Брежнева на этом съезде, в социалистических странах выступали "с энергичной защитой права за национальную специфику путей и форм борьбы за социализм и социалистического строительства".
В 1975 г. СССР подписал Хельсинкскую декларацию. Однако власти не соблюдали ее положений не только во внутренней политике. В 1979 г., когда чуть забрезжила кажущаяся возможность присоединить к социалистическому лагерю соседний Афганистан, склонная к авантюрам команда Брежнева отдала распоряжение ввести войска в эту страну. Западные партнеры по Хельсинки оценили этот акт как вероломство. Акция провалилась. Внешняя политика Союзного правительства не смогла уже оправиться. Стали отмежеваться от СССР даже его союзники.
СССР оказался в международной изоляции. Углубилась социально-экономическая и политическая стагнация внутри страны. В этой среде оказался и Татарстан. Лидеры республики (команда Фикрата Табеева, а затем и Рашида Мусина и Гумера Усманова), хотя и сочувствовали идее и проблемам татарского национального возрождения, на практике оставались уполномоченными Москвы, выполняли волю центра. Еще четче обозначилось в республике разделение функций. Структуры государственной власти республики сосредоточились на выполнении экономического плана центра. Проблемы возрождения национальной жизни легли на плечи возрождающегося национального движения.
Государственная промышленность в Татарстане. В Конституции СССР 1936 г. еще сохранялась декларация о том, что автономная республика есть государство. В ней говорилось: "Высшим органом государственной власти Автономной республики4 является Верховный Совет АССР" (статья 89), "Верховный Совет Автономной республики является единственным законодательным органом АССР" (статья 91). При перечислении автономных республик в составе Российской Федерации Татарская республика была поставлена первой, т.е не по алфавиту, а, очевидно, по значимости. Об экономике автономной республики Конституция умалчивала. Ясность в этот вопрос внесла Конституция Татарстана 1937 г.
В ней говорилось: "Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян" (статья 1), она "осуществляет государственную власть на автономных началах" (статья 13). Статья 6 этой Конституции, подтверждая, что республика уже лишена своей собственности, перечеркивала экономическую автономию. В ней говорилось: "Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием".
Конституция СССР 1977 г. внесла ясность по вопросу о компетенции автонбмной республики в отношении экономики, ставшей "всенародным достоянием". К функциям властей Татарстана, согласно статье 83, были отнесены координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций союзного и российского подчинения, находящихся на территории Татарстана.
В 70--80-х годах Татарстан оставался крупным союзным и российским промышленным центром. На первом плане находились союзные предприятия, входившие b военно-промышленный комплекс. Наиболее крупными среди них были Государственное научно-производственное предприятие (ГНПП) им. Ленина, Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) им. С. П. Горбунова, Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО), Казанский вертолетньш завод (КВЗ), заводы "Электроприбор", "Точ-маш", "Терминал", завод им. Серго, завод им. Горького, производственное объединение "Свияга", Опытно-конструкторское бюро "Сокол". Они работали на военный заказ и давали почти половину продукции промышленности, размещенной в республике. Вся их технология была засекречена. Республика оставалась закрытой для иностранцев и оказалась "белым пятном" для остального мира.
Далее шли нефтяные и нефтехимические предприятия, также полностью находившиеся в союзном подчинении. Их продукция составляла более 20% валовой промышленной продукции республики. К 1970 г. ежегодная добыча нефти по союзному объединению "Татнефть" превысила 100 миллионов тонн. К концу 80-х годов союзные ведомства извлекли из недр Татарстана более 2 миллиардов 300 миллионов тонн нефти. За 70--80-е годы союзные ведомства разместили в республике новые крупные предприятия нефтехимии -- "Нижнекам-скнефтехим", "Нижнекамскшина", казанский завод "Оргсинтез". Здесь производилось 75% всего союзного бутилкаучука, 25% полиэтилена, 15% автомобильных шин. Полностью покрывались потребности страны в синтетическом каучуке. В середине 70-х годов вступил в строй завод грузовых автомобилей (КамАЗ). Электростанции, размещенные в республике, вырабатывали более 40 миллиардов кВт/час электроэнергии в год.
Все это богатство создавалось руками и умом татарстанцев с использованием щедрых природных богатств республики - нефти, леса, земли и т.д. В 1974-1984 гг. цены на нефть на мировом рынке были довольно высокими. Тем не менее Татарстан не стал процветающей страной. Миллиарды нефтедолларов, полученные за татарстанскую нефть, были израсходованы союзными властями везде, только не в Татарстане. Союзные предприятия в Татарстане в техническом и технологическом оснащении отставали от подобных предприятий Запада, не имели доступа к западным ноу-хау. Да и на улучшение жизни народа они повлиять не могли. Татарстан отставал по производству товаров народного потребления. Они составляли лишь пятую часть всех товаров, производимых промышленностью республики. Объем производимых в Татарстане товаров народного потребления в пересчете на душу населения составлял 45% от уровня, производимого в Латвии, 53% - от уровня, производимого в Белоруссии. На отпускаемые союзным центром средства можно было строить только скромные жилые дома типа "хрущевок" и дворцы культуры "без излишеств". Мечети, церкви, историко-культурные памятники оставались в руинах. Столица республики Казань превратилась в город ветхого жилья и заброшенных исторических памятников. Зарплата работников оставалась самой низкой по сравнению со всеми странами, в том числе колониальными, где производилась аналогичная продукция. Нельзя сказать, что за счет Татарстана обогащался русский народ, процветали края России. Основную массу богатства страны амбициозная союзная власть сжигала в топке бессмысленного военно-политического соревнования между социализмом и капитализмом.
Государственное сельское хозяйство в Татарстане. Согласно Конституции Татарской АССР 1937 г., сельскохозяйственное производство в Татарстане стало государственно-колхозно-личным. К чисто государственному производству относились совхозы. Колхозное производство базировалось на государственной и кооперативной собственности. Земля (пахотная и сенокосно-луговая), машинно-тракторные станции, обслуживавшие колхозы, принадлежали союзному государству. Общественной собственностью колхозов были объявлены общественные предприятия в колхозах с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами продукция, общественные постройки колхозов. Личное подсобное хозяйство колхозника состояло из находящегося в его личном пользовании небольшого приусадебного участка земли и жилого дома, продуктивного скота, птицы и мелкого сельскохозяйственного инвентаря (статья 6 и 7).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67