В 1516 г. Мухаммад Эмин-хан заболел и в 1518 г. умер. Казань вступила в период новых осложнений отношений с Москвой. У Мухаммад Эмин-хана не было детей. Его брат Абдулатиф к этому времени умер. Пользуясь отсутствием прямых наследников, Василий III стал добиваться, чтобы Казань приняла в качестве своего хана Шахгали, который после смерти Касима стал владельцем Касимовского удела. Более того, в 1519 г., находясь в Москве, Василий III провозгласил его ханом Казани и тут же заключил с ним договор, по которому Шахгали принял от имени Казани обязательство не принимать нового хана без согласия Москвы. Казанское правительство выразило недовольство по поводу этого враждебного шага Василия III и начало искать выход из создавшегося положения.
Казанско-Крымские отношения. В 1518 г., в год смерти Мухаммад Эмин-хана, в Москве был подписан Московско-Крымский союзный договор. Провозгласив в следующем году в Москве ханом Казани Шахгали, Василий III испортил свои отношения с Крымом. Крым выразил протест против вмешательства во внутренние дела Казанского государства. Политическое положение Крыма тогда было устойчивым. Внешняя безопасность Крыма гарантировалась договором с Турцией. В Казани решили пригласить на престол Сахиб Гирея -- младшего сына Крымского хана Менгли Гирея. Здесь была династическая логика: За Менгли Гирея еще раньше вышла замуж вдова Ибрагим-хана, мать Мухаммад Эмина Нурсултан. Царевича Сахиб Гирея в Казани знали Он еще в 1510 г. сопровождал свою приемную мать Нурсултан, когда она гостила в России у своего младшего сына Абдулатифа, а затем более девяти месяцев жила в Казани у старшего сына Мухаммад Эмшьхана.
Сахиб Гирей приехал в Казань весной 1521 г. и без осложнений занял Казанский престол. Правил он в Казани недолго -- до весны 1524 г, Тем не менее оставил здесь добрый след как умелый защитник национальной независимости Казанского государства. Он решил уехать из Казани, чтобы подготовить себя в качестве наследника Крымского престола. Долго жил в Турции, воспринял там реформаторские идеи турецкого султана того времени Сулеймана, называемого Кануний (законодатель) за его реформы. В 1532 г. получил Крымский трон и царствовал до 1551 г. Перед своим отъездом Сахиб Гирей пригласил в Казань своего племянника Сафа Гирея. Сафа Гирей приехал в Казань весной 1524 г. и с согласия Казанского правительства и знати был провозглашен ханом. Несмотря на свою молодость, Сафа Гирей проявил себя как умный, самостоятельный и в то же время расположенный к взаимопониманию политик. Ш. Марджани характеризует его как весьма энергичного человека. В его окружении оказались верные своему народу, независимости Казанского государства политики высокого ранга. В источниках называются такие имена, как князь Отуч, аталык (советник молодого хана) Талыш, известный политический и военный деятель! Мамыш Берды, князья Тевкель, Ширмардан Чурачиков, мурзы Ку-лай, Кадыш, углан Карамыш, дочь Ибрагим хана Гавхаршад и др. Они его поддерживали в государственной деятельности и бою.
Период царствования Сахиб Гирея и Сафа Гирея (1521--1549) в русской историографии называется по-разному. Официальная русская историография нарекла его "периодом турецкого протектората", а М.Г. Худяков назвал "эпохой национального возрождения". На самом деле не точно ни то, ни другое. Неправомерно делить историю Казанского государства на периоды "русского протектората" и "турецкого протектората". Это -- цельная история становления татарского национального государства. Ее целиком делает татарский народ, защищая свою государственную независимость, а правительство заключает те или иные договоры с Россией, Крымом, Турцией и другими странами исключительно для оптимальной защиты этой независимости.
Обострение Татарстанско-Российских отношений. Провал попыток посадить на Казанский трон своего ставленника Московское правительство решило компенсировать усилением военного нажима. В 1523 г. на правом берегу Суры, т.е. на территории Казанского государства, была поставлена крепость, названная в честь Василия III Ваги льсурск. Глава русской православной церкви митрополит Даниил, как свидетельствуют архивы, сказал по этому поводу: "Тем городом мы всю землю Казанскую возьмем". Раньше походы на Казань начи-м;1лись из крепости Нижний Новгород, теперь предполагалось делать это из Васильсурска.
Чтобы обезопасить себя, Казанское государство расширяет свои связи с Крымом, Ногайской Ордой (Сарайчик), Астраханским ханством. Наиболее ощутимый выигрыш дали Казани переговоры с Турецким правительством. Султан Сулейман, по примеру Крыма, дал Казани гарантии внешней безопасности. Для Казани это обстоятельство имело, главным образом, моральное значение. Турецкие военные силы никогда непосредственно не вмешивались в российско-татарстанские войны. Для Казани был важен сам факт сближения с Турцией, где тогда происходили реформы европейского типа с учетом условий мусульманской страны.
Действовал и Василий III. Летом 1524 г. русские войска, по разным данным, в 150 или 180 тыс. человек (конница -- своим ходом, пехота, пушки, обоз -- на судах) с более близких позиций двинулись на Казань. Подойдя к Казани, они развернулись в боевом порядке и начали штурм города. Русские войска это сражение проиграли. Один конный отряд был разбит еще на Свияге. По свидетельству Герберштей-на, "он был побит встретившими его черемисами, и едва 9 человек спаслось в смятении бегством. Воевода, тяжело раненный, умер на третий день в руках врагов". Историки считают, что эта победа Казани была такой же "блестящей", как в 1469 г. В числе защитников Казани был прославленный в боях аталык Мухаммад Гали, погибший во время следующего сражения за город в 1530 г. По просьбе русского командования был заключен мир. СМ. Содовьев писал: "Поход не удался, не оправдал ожиданий" и отметил, что Василий III "согласился" на признание ханом Сафа Гирея. Сафа Гирей и его политическое и военное окружение отметили новую победу.
В 1530 г. Василий III повторил поход на Казань. На этот раз он решил предложить казанцам в качестве хана новую кандидатуру -- брата Шахгали Джангали. Шла русская армия по проторенной дороге. Не было ничего нового в тактике штурма Казани, эта армия также потерпела поражение.
В декабре 1533 г. царь Василий III умер, оставив престол своему трехлетнему сыну Ивану IV. До официального венчания Ивана Грозного на царство, которое случилось в 1547 г., Московское правительство предприняло еще одну попытку присоединить Татарстан к России. Поход русской армии с этой целью состоялся в 1545 г. летом, но Казань взять не удалось. Русская летопись сообщает, что "людей казанских многих побили и кабаки царевы пожгли", на обратном пути в устье Свияги разгромили имение князя Муртазы Тевекелева. Казань отстояла себя.
Так, попытки присоединить Татарстан к России оказывались тщетными в течение почти столетнего периода царствования Ивана III, Василия III, регентства Глинской и "боярщины". Главную роль сыграла внутренняя прочность Казанского государства. Важным обстоятельством была морально-политическая поддержка остальных государств, существовавших тогда в Восточной Европе. Россия была мощным государством. Она смогла вернуть русские земли, находившиеся в составе Литвы. Но прецедента присоединения к себе целого государства у России еще не было.
Продолжая политику своих предшественников, Сафа Гирей-хан, в свою очередь, смог отстоять и сохранить независимость Казанского государства. М.Г. Худяков, подробно изучавший историю Казанского ханства, отмечает, что в Казани сформировалась достаточно сильная партия (кружок) сторонников государственной независимости, объединившихся вокруг сестры Мухаммад Эмин-хана Гавхаршад, по версии X. Атласи -- Хоршида. В нее входили влиятельные политические деятели, которые нетерпимо относились к проявлению русского диктата и противодействовали усилению любого другого влияния, в том числе крымского. Они становились в жесткую оппозицию, если Сафа Гирей начинал склоняться в ту или другую сторону. В результате в критические моменты страна находила оптимальный выход.
Сафа Гирей улучшил отношения Казани с Ногайской Ордой, Сибирским ханством. Астраханским ханством. 'Он женился на дочери Ногайского князя Юсуфа из Сарайчика Сююмбике, которая стала любимой женой и достойным политическим спутником своего мужа. В марте 1549 г. Сафа Гирей-хан умер, оставив двухлетнего сына Утамеш Гирея от Сююмбике. В силу малолетства Утамеш Гирея обязанности правления страной легли на плечи Сююмбике.
Создается неблагоприятная для Казанского государства обстановка. В Казани -- малолетний хан при регентстве матери. В Москве венчан на царство Иван IV -- человек, который, по словам СМ. Соловьева, не только первый принял царский титул, но и осознал все значение царской власти, человек, у которого, как утверждает официальная русская историография, "очень рано проявилась дикая, болезненная жестокость".
Война за независимость
Поворот Восточной Европы к новой империи. XVI век принес Татарстану большие испытания. В Восточной Европе оказался пре-рнанным процесс становления национальных государств и их межгосударственного взаимодействия. Коснулось это прежде всего наибо-ice устойчивых национальных государств -- России и Татарстана. 11есмотря на возникновение острых кризисных ситуаций, Татарстан || Россия до этого оставались независимыми государствами. В отношениях между ними были свои особенности. О них довольно подробно пишет С.Х. Алишев в своей книге "Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV--XVI вв." Эти отношения в основном развивались в рамках норм международного права. После покорения Татарстана русское национальное государство начало перерастать и многонациональную русскую империю. Татарстан потерял при этом "вою национальную независимость. Историки давно ищут ответ на вопрос: как и почему это случилось?
В свое время имела хождение теория об "исторических и неисторических народах". С этой точки зрения, русские и татары оказались в разных лагерях: русские -- среди исторических народов, татары -- среди неисторических. Много поклонников ныне имеет "пассионарная теория" Л.Н. Гумилева. Из нее выводится ответ, гласящий, что русские оказались тогда в зените "пассионарности", а татары, как и другие тюркские народы, к этому времени успели истратить свою нассионарность в предыдущих империях (Золотой Орде, Хазарии, Причерноморской Булгарии, поздней гуннской империи).
Подобные теории не дают удовлетворительного ответа. Возможно, ответ надо искать не в "универсальных теориях", а в конкретной истории конкретного народа. Со времен Волжской Булгарии у татарского народа выработался взгляд на государство как на вспомогательную социальную организацию, призванную обслуживать население на своей, издревле обжитой территории, защищать и обустраивать ее. На своей территории татары хорошо преуспевали в земледелии и скотоводстве, имели наиболее благоустроенные деревни. Но еще охотнее они прикладывали свои руки к торговле и ремеслам. Не случайно еще Волжская Булгария была известна в мире как страна городов. Своеобразным был их подход к вопросам международного взаимодействия. Здесь на первый план выступали не политические и не территориальные мотивы, а торговля и ремесло. В татарском характере была страсть искать новые территории не для ее колонизации, а для торгового "освоения". Еще одна страсть в менталитете татарского народа -- несение службы. Много служилых людей дал Татарстан другим странам в зависимости от их потребностей: в Туркестан -- больше в области народного образования и культуры, в Россию -- в военной области. И эта служба высоко оценивалась принимающей стороной.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67