Дальнейшие обобщения человека относительно своего бытия -- осознание им принадлежности не только к племени вообще, но и к определенному (по языку) племени, ведет к новым обобщениям и в отношении причастных к его судьбе сил. В сознании человека начинает рисоваться абстрактный образ сил справедливости, стоящих вне его -- покровителей человека в отдельности и племени в целом. В этом смысле интересны обнаруженные учеными рисунки с изображениями людей разного пола и возраста, сидящих на чудовище с рыбьей головой. Ученые полагают,что рисунок изображает семейство Покровителя, по-современному говоря, Божества (Бога-отца, Бога-мать, Богов-детей).
Примерно так выглядят истоки древнейшей цивилизации на территории Татарстана. На этой базе шло становление "великой древне-булгарской культуры", которая составляет сущность древней истории Татарстана.
2. Древний Татарстан
Система великих древних цивилизаций
Общая характеристика. Венцом созидания, начатого человеком со времени неолитической революции, стали великие древние цивилизации, среди которых была и наша древняя цивилизация - Средне-волжская Булгария. Цивилизации эти, называемые еще "большие исторические этнонациональные культуры" (А.И. Ракитов, 1992), создавались в течение большого промежутка времени: с V тысячелетия до н.э. до I тысячелетия н.э. Среди наиболее древних обычно называют Египет и Китай, Двуречье и Иран, Индию и античный мир восточного Средиземноморья (Греция и Рим). Древняя цивилизация Средневолжской Булгарии относится к числу сравнительно молодых. Она возникла в I тысячелетии н.э.
Во всех регионах человек сохраняет себя как индивидуум со свойственными ему рациональными и духовно-психологическими характеристиками. Возвышается человек над самим собой благодаря установлению табу (запрета) на свои прихоти (привыкает придерживаться нравственных норм). Не менее важной для человека всегда была забота о красоте своего телосложения, что нашло отражение в вызывающих и сегодня восхищение скульптурных портретах времени древних региональных цивилизаций. Поэтому древние региональные цивилизации, хотя и возникали географически далеко друг от друга, проникнуты общечеловеческим духом и разумом, их становление и развитие шло в общегуманистическом направлении.
Наиболее общими показателями формирования и развития великих древних цивилизаций можно считать: становление семьи как устойчивого объединения; развитие вполне жизнеспособного производящего хозяйства (земледелие, скотоводство, ремесло, обмен); возникновение письменной культуры (начиная с III тысячелетия до н.э.); становление духовной культуры, объединяющей общество в социально-психологическом плане и регламентирующей нравственные отношения людей и нравственное поведение человека; формирование государства, составляющего политическую форму организации общества. При этом многие ученые особо выделяют государство и считают, что с его образованием в полной мере реализуется специфический человеческий феномен -- социальная жизнь людей.
В то же время каждая великая древняя цивилизация уникальна, каждая имеет свое лицо и по-своему обогащала и развивала Земную цивилизацию. С точки зрения уяснения истории древнего Татарстана, для нас важны как общие тенденции, имевшие место в различных региональных цивилизациях, так и особенности проявления этих общих тенденций в отдельных регионах.
Долина реки Нил. В Африке она стала регионом древней египетской цивилизации, олицетворявшей развитое поливное земледелие, основанное на науке. В IV тысячелетии до н.э. в результате объединения племенных центров здесь возникло одно из первых государств, во главе которого стоял фараон (пер'о -- большой дом).
Цивилизация Двуречья. Эта цивилизация оставила нам увековеченные на большом черном базальтовом столбе Законы Хаммурапи, царя Вавилона (Бабили). Это -- один из самых значительных памятников правовой культуры II тысячелетия до н.э. Объявленное во вводной части этих законов положение о том, что Боги передали ему (Хаммурапи) царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", в дальнейшем повторялось во многих древних документах, в том числе и в поучениях Владимира Мономаха. Эти законы были усвоены и нашли своеобразное воплощение и в социальной жизни древней Средневолжской Булгарии.
Интересна описывающая жизнь древнего Шумера эпическая поэма "Сказания о Гильгамеше" -- царе города У рука. В ней увлекательно рассказано не только о государственной жизни, но и о человеческой дружбе Гильгамеша с Энкиду, об их героизме во имя справедливости. По-своему решается вопрос о смертности людей: говорится, что вечной жизни для человека быть не может. В то же время герой находят волшебное растение, освобождающее человека от старости, но теряют его. Рассказывается о судьбе мертвых -- об их страданиях от голода и жажды и необходимости оставлять в могилах пищу и воду, о приношении жертв в их память. Якобы от имени одного из очевидцев рассказывается об истории Всемирного потопа. Интересно еще и то, что в шумерской культуре известный языковед А. Каримуллин видит родство с тюркской языковой культурой.
Зороастрийский Иран, Оригинальная цивилизация этой страны в свою очередь дает много поучительного материала для понимания нашей древней истории. В объединенном Восточном и Западном Иране в VI в. до н.э. возникло мощное государство династии Ахеменидов, в составе которого оказались и тюркские народы Средней Азии (Бак-трия и Хорезм). Священная книга Зороастрийской религии древних иранцев (основатель - Заратуштра, пророк и реформатор, составитель * древней части Авесты, жил в промежутке Х-VI вв. до н.э.) свидетельствует о переходе иранцев еще в то время от племенных богов к общеиранскому Богу Ахурамазда - Богу Неба. Религия эта служила укреплению древнеиранского государства Ахеменидов. Придерживавшиеся зороастризма ирано-язычные земледельцы, жившие частично в Индии, назывались ариями.
Древняя индийская цивилизация. Как свидетельствуют индийские "Веды" (веда - знание), ставшие позже священными книгами, а также эпические сказания "Махабхарата" (середина I тысячелетия до н.э.) и "Рамаяна" (начало I тысячелетия до н.э.), древняя индийская цивилизация выросла в географической среде, сочетающей горы (Гималаи) и реки (Инд и Ганг). Наибольшего расцвета это государство достигло, как считают сами индийцы, при царе Ашоке (273--236). Духовным объединителем индийского общества и государства стала религия буддизма (основатель - ученый, реформатор Сиддхартха Га-утама, (623-544), прозванный Будда - просветленный). Уже тогда Индия широко вышла на международную арену, установив отношения со странами Средиземноморья, имела дипломатические отношения с эллинскими государствами, позже и с Римом.
Древняя китайская цивилизация. Она возникла во II--I тысячелетиях до н.э. в географической среде рек Хуанхэ (Север) и Ян-цзыц-зян (Юг), горной системы Куньлунь - Куэнь Лунь (Запад) и Тихого океана (Восток). Непосредственно граничила она с, тюркской цивилизацией Центральной Азии: гуннов - на Севере, уйгуров (Кашгар) -на Западе. Развитое китайское общество и мощное китайское государство -- империя во главе с императором (хуандп) стали известным миру центром самобытного хозяйства и культуры. Был изобретен плуг, обеспечивавший переход к полевому земледелию. Высокого развития достигло ткацкое и шелкоткацкое ремесло. Возник Северный торговый путь, связавший Китай с далекими странами Запада, - "великий шелковый путь" до Рима. Ученые часто приводят китайскую поговорку того времени: "Для того, кто хочет стать богатым, земледелие хуже ремесла, ремесло хуже торговли".
Официальной государственной идеологией после долгого отвергания властями было объявлено конфуцианство -- этико-политическое учение Конфуция (551--479), проповедовавшее гуманизм, предлагавшее строить взаимоотношения между людьми и в семье на основе закона. Позже в это учение была включена обязанность правителя следовать велению Неба. В I--II вв. н.э. началось распространение здесь буддизма/Развивается наука. Талантливей мыслитель и изобретатель Чжан Хэн (78--139) создал небесный глобус, воспроизводящий движение небесных тел, изобрел сейсмограф. Строились здания в два, три и более этажа.
Древнее восточное Средиземноморье. Эта одна из благоприятнейших территорий мира стала родиной древнееврейской, древнеарабской и античной (греко-римской) цивилизаций. В так называемой "счастливой" части Аравийского полуострова (земледельческие области на юго-западе с искусственным орошением) во II тысячелетии до н.э. развивались древние Минейское и Сабейское государства, связанные с Шумером, Аккадом, Ашшуром и другими государствами древнего Востока. Арабы создали доисламскую высокую культуру. Ученые считают, что была у них письменная литература, которая, к сожалению, "полностью погибла".
" На северо-западе полуострова с ослаблением египетской гегемонии в середине I тысячелетия до н.э. образовались города-государства, в том числе Палестина, которой овладели племена под общим названием Израиль, появившиеся здесь еще в XIII в. до н.э. Близкие по языку племена ханаанеев были вытеснены. Другая группа племен под общим названием иудеи осела на юге горной области (западнее Мертвого моря) й создала государство Иудею. Попытка их жить в объединенном государстве не увенчалась успехом. Разъединенные, они оказались недолговечными. Израиль пал в 722 г. под натиском Ассирии, Иудея -- в 586 г. под напором Вавилона. Однако эта культура оказалась устойчивой и оказала влияние на другие древние цивилизации.
Древняя Европейская цивилизация. Свои истоки древняя Европейская цивилизация берет в древнейшем бассейне Эгейского моря. Южная часть материковой Греции (Пелопоннес), островная Греция (Крит, Хиос, Самос, Родос,...), прибрежная полоса современной Турции (Троя, Эфес, Милет, Галикарнас, ...) были благоприятной зоной для земледелия и выращивания садовых культур (маслины, виноград), недра - богаты ископаемыми (мрамор, глина, серебро, медь, свинец, железо, золото). Благодатнее этой земли "мы не знаем ни в одной другой стране",-- писал Геродот.
К началу II тысячелетия до н.э. относится возникновение государства на Крите. В XIII в. до н.э. эстафету у критян берут ахейцы, возвысившие свое государство в материковой Греции (город Микены в Пелопоннесе). Война ахейцев, возглавляемых царем Микен Агамемноном, против Трои в начале XII в. до н.э. прекрасно описана в древнегреческом эпосе "Илиада".
Дальнейшее развитие античной Греции (Эллады) не пошло по традиционному пути описанных ранее древних цивилизаций. В VIII-- VI вв. до н.э. государственный строй здесь складывался в новых формах -- возникали полисы -- города-государства. Новым было и то, что полис выступал одновременно и гражданским обществом, члены которого пользовались правом собственности на землю. Вскоре полисы становятся торгово-промышленными центрами, в результате чего намного расширяется круг экономически свободных людей, возвышается их роль в управлении государством. Такими независимыми, самоуправляющимися античными городами-государствами были Афины, Спарта, Милет, Галикарнас и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67