Рефераты. История Татарстана с древнейших времен до наших дней

p align="left">Причерноморские булгары в древнем Татарстане. Непосредственное переселение части причерноморских булгар на земли древнего Татарстана происходит в VII--VIII вв. -- ко времени после распада государства Причерноморских булгар и перехода власти в регионе к хазарам. История фиксирует в этот период общую миграцию причерноморских булгар в разных направлениях: Днепровско-Бугском -- на запад, на Дунай (так называемые "белые булгары" во главе с Аспа-рухом), Донском -- частично на юго-восток, Северный Кавказ (так называемые "черные булгары", возможно, оттого, что они селились у "Черной протоки" реки Кубань), частично на северо-восток, в Волго-Камье. Все же основная причина этой миграции должна лежать глубже, что еще предстоит выяснить.

Взявшие курс на Волго-Камье донские булгары, переправившись через Волгу, оказались в крае, благоприятном для земледелия, скотоводства, рыболовства, охоты. Климатические условия здесь были более холодными, но технология ведения хозяйства напоминала традиционную для среднего течения Дона, особенно для его притоков -- Хопра, Бузулука, Медведицы и др. Надо полагать, что условия эти были известны им заранее. Возможно, дело не обошлось без предварительных переговоров с местным ранним государственным образованием Биляр. Свою роль сыграли и некоторые социальные факторы. Переселившиеся булгары нашли здесь этнически близкое тюрко-язычное население. Нельзя сбрасывать со счета и исламский фактор. Ислам уже тогда был известен донским булгарам через северный Кавказ, а в древнем Биляре -- через Хазарию.

Прибыв в Волго-Камье, причерноморские булгары включились в местную систему ранних государственных образований и втянулись в существующую развитую систему торговли и обмена.

Становление древнего государства Волжская Булгария

Первые шаги. С переселением части причерноморских булгар тюркский этнический состав населения Волго-Урала усиливается, но тюркско-угро-финский характер региона сохраняется. На этой базе на Волго-Урале образовалось древнее полиэтническое государство с лидирующим положением тюрко-язычного этноса. Среди ранних государственных образований за объединение наиболее активно выступили Биляр и Булгар. В их взаимодействие и соревнование в этом направлении оказались втянутыми и другие ранние государственные образования: Сувар, Буртас, Казань, Арск, Каринское княжество.

Два обстоятельства определили переход местных княжеств к новому уровню политического объединения. Внешним фактором стало ослабление Хазарского каганата, потеря им способности контролировать и опекать периферию. Главным все же был внутренний фактор -- достижение обществом государственной зрелости, выдвижение княжества-лидера -- Биляро-Булгара.

О первых шагах этого государства мы знаем пока мало. Известно, что эти шаги были сделаны в середине IX в. По утверждению Ш. Марджани, первым известным правителем (эмиром) этого государства стад Тукый хан. Перечисляются его преемники: Айдар хан, Зубаир хан, Сильки хан (вторая половина IX--начало X в.). Булгарский историк Шарафуддин ал Муслими в своей книге "Таварихи Булгария" приводит ставшую ему известной версию, что в Булгар еще при Айдар хане, сыне Тукый хана, приехала группа исламских миссионеров и табибов (врачей); описывает, как эти табибы исцелили дочь хана -- прекрасную Туйбеку. Иранский историк и путешественник Закария ал Казвини в своей книге "Асасел билэд" (Памяти стран) упоминает имя булгарского правителя Зубаир хана бин Айдар хана. Некоторые сведения о начальном периоде древне-татарского государства (IX в.) содержатся в книге Ибн Рустэ и в использованных им источниках.

С точки зрения становления древне-татарского государства, вошедшего в историю как Волжская Булгария, более обстоятельные сведения относятся к периоду царствования Алмас хана (Джафара бии Аб-даллаха), сына Силки хана.

Ориентация на Багдад. Очень важным фактором становления любого государства является международное признание. В этом плане древне-татарское государство ориентируется на влиятельное государство того времени -- Багдадский халифат.

Арабская цивилизация -- одна из древнейших в мире. Среди древнейших государственных образований X--II вв. до н.э. на юге Аравийского полуострова известны Минейское царство, Сабийское царство. Во II в. до н.э. -- VI в. н.э. существовало Химьяритское государство. Богатая арабская культура этих веков обычно называется доисламской. Образ жизни арабов того времени красочно воспет в так называемой бедуинской поэзии.

В период образования древне-татарского государства арабская цивилизация была уже исламской, а арабский исламский халифат (государство), сложившийся в начале VII в., -- влиятельной империей. Первым халифом (титул государей) с 632 г. стал Абу Бекр (572--634) -- один из сподвижников пророка Мухаммада, а страна называлась "Би-лэд ал Ислам" (Страна Ислама) или "Мамлакат ал халиф" (Государство халифов). С начала X в. Багдадским халифатом правил Джафар ал Муктадир из династии Аббасидов. Власть Багдада признавали тогда Иран, Азербайджан, государство саманидов (Бухара), Хорезмия (Джурджания).

Булгаро-Багдадские отношения. Некоторые сведения о начальном периоде булгаро-багдадских отношений мы находим у арабского историка и путешественника ал Масуди (конец IX в. -- 956/57), лично побывавшего в Иране, Индии, Азербайджане и других странах. По его утверждению, булгарский правитель Алмас бин Силки весной 921 г. направил в Багдад своего посла Абдуллу бин Башту, который привез послание своего правителя халифу ал Муктадиру. В послании содержалась просьба направить в Булгар исламских проповедников и лекарства, а также помочь построить в Булгаре мечеть, поставить крепость. Ал Масуди дополнительно сообщает, что Башту, служивший тогда при дворе Алмас хана, выходец из Хорезмии, был прозван Хазари. Можно полагать, что он -- мусульманин и что он не только был причастен к дипломатическим отношениям между Булгаром и Багдадом, но и побывал с подобными миссиями в Хорезмии и Хазарии. По словам ал Масуди, уже тогда при дворе Багдадского халифа служили выходцы из Булгара А. Текин и Барыс. Следовательно, дипломатические отношения Булгара с Багдадом были установлены раньше, и миссия Башту в Багдад не была первой. К тому же в Багдаде были хорошо осведомлены о Булгаре по книгам Ибн Рустэ и других арабских авторов.

Связь между Булгаром и Багдадом тогда поддерживалась по существующему караванному торговому пути через Хорезмию, Бухару и Иран. Межгосударственные отношения, в которых главной была торговля, Булгар установил с последними еще раньше. Вернее, эти отношения были продолжением традиционных торговых отношений Би-ляра, Сувара и других Волжско-Камских городов. Причем два из них (Бухара и Хорезмия) были тюркскими государствами, хотя государственным языком у них оставался иранский.

Более сложным, можно полагать, был переход Булгара к новым отношениям с Хазарией, фактически терявшей контроль над периферией, но не желавшей расставаться с властью. В первое время в Итиле жил сын эльтавара (правителя) Булгара, как бы подтверждая сохранение прежнего отношения Булгара к Хазарии.

Предпосылки принятия ислама. Образование древне-татарского государства Булгар происходило на базе правовых и духовно-идеологических традиций ранних государственных образований -- родоплеменного общинного права и нравственных норм северо-тюркских языческих религий. Для укрепления же централизованного государства нужны были новые правовые и нравственные нормы государственной религии. Задача эта была решена принятием ислама при Алмас хане.

Принятие ислама в Булгаре было обусловлено рядом обстоятельств. Ислам, как молодая религия, был более приспособлен к новым условиям. Его привлекательность определялась более тщательной разработкой всех сторон личной, общественной и государственной жизни человека. Ж.Ж. Руссо в своем "Общественном договоре" отметил: "У Мухаммада были весьма здравые взгляды: он хорошо связал воедино всю свою политическую систему". Действительно, государственная система, отстаиваемая исламом, была разумна и нравственна, обеспечивала единство государственно-правового, религиозно-идеологического и духовно-нравственного начал (принципов), не допуская единоличного верховенства ни державных, ни религиозно-идеологических догматов.

Ислам оказался тесно связанным с наукой, образованием, культурой. Говоря о достоинствах ислама, Тойнби отмечал, что ислам, в отличие от иудаизма, не был антииодом эллинизму. Не случайно арабский философ и врач Ибн Рушд (Аверроэс, 1126--1198) стал видным философом восстановленного аристотелизма. Признавая религию как источник знаний, он в то же время высоко ценил рациональный (научный) источник знаний.

Ученые отмечают также житейские, битовые ценности, проповедываемые исламом. Гердер, например/с восхищением отмечал предписания ислама о гигиене человека, о чистоте. Он пишет: "Кроме того, красоте (этих народов. -- Авт.) способствовали заповеди Корана, потому что Коран предписывал умываться, содержать тело в чистоте, соблюдать умеренность, и в то же время дозволял любовные утехи и сладострастный покой". В научной литературе отмечается и такое немаловажное качество ислама, как проповедь терпимости, имеющей большое значение в личной, социальной и политической жизни человека.

Определенные предпосылки для принятия ислама были и в самой Волжской Булгарии. Ко времени официального принятия ислама в стране уже была система мечетей с мектебами, здравоохранения с табибами.

Посольство Багдада в Булгаре. Церемония официального принятия ислама в древне-татарском государстве состоялась в ходе посещения Булгара Багдадской дипломатической миссией. Историю этой миссии подробно описал секретарь посольства Ибн Фадлан (Фазлан), хорошо знавший язык тюрки, имевший богатый дипломатический опыт, посетивший многие страны. Книга его воспоминаний о путешествии на реку Итиль и принятии в Булгаре ислама дошла до наших дней.

Будучи правоверным мусульманином и проповедником ислама, Ибн Фадлан, как и следовало ожидать, восторженно говорит об исламском образе жизни и подчеркнуто выражает свое негативное отношение ко многим традициям в образе жизни северо-тюркских племен, идущим от язычества. Тем не менее эта книга для нас важный исторический источник.

Миссия прибыла обычным караванным путем через Иран, Бухару, Хорезмию весной 922 г. Алмас хан в своем дворце, в присутствии своей жены и многочисленных придворных устроил в честь высокого посольства большой прием. Было зачитано послание Багдадского халифа ал Муктадира, одобряющее желание булгарского общества принять ислам и присоединиться к миру исламских стран.

Алмас хан, в свою очередь, торжественно объявил о присоединении своего государства к исламскому миру и принятии ислама в качестве официальной государственной религии. Он выразил благодарность халифу за обещанную помощь. Затем с выходом к народу и официальными выездами на места была устроена официальная торжественная церемония принятия ислама. Она состоялась 16 мая 922 г. (310 г. хиджры). Эти официальные торжества еще не означали поголовного перехода населения от язычества к исламу. Особенно это относилось к княжествам, расположенным на периферии, в частности к чувашскими и особенно финно-угорским, где принявших ислам оказалось меньше.

Тем не менее исторический акт совершился. В Волжской Булгарии был принят ислам суннитского направления, признающий правомерность присяги на верность Мухаммаду, данной Абу Бекром, в отличие от сторонников партии ши'а, оспаривавших присягу Абу Бекра и провозгласивших хазрата Али (зятя Мухаммада) преемником пророка Мухаммада. С этого времени население Булгара стали называть "ахл ас сунна ва-л-джамаа" (люди сунны и согласия общины).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.