Рефераты. История Татарстана с древнейших времен до наших дней

p align="left">Тернистый путь к национальной республике

Октябрьский государственный переворот в России. Осенью 1917 г. Временное правительство вступило в полосу затяжного кризиса. Оно потеряло доверие большинства русского народа, и его падение было предопределено. На наследство претендовали две наиболее организованные политические силы: большевики в союзе с левыми эсерами и кадеты в союзе с военными верхами. Ни одна из этих двух сил в отдельности не вела за собой большинство народа. Большевики предлагали советский эксперимент, который был заманчив для низов, но вызывал настороженность у средних классов. Кадеты с военными верхами могли обещать лишь вернуться к былым "спокойным" временам, которые, однако, не прельщали средние слои. Переставая доверять Временному правительству, русский народ не спешил выражать свои симпатии ни большевикам, ни кадетам с военными.

Первыми попытку заменить Временное правительство своим сделали кадеты совместно с военными верхами в августе (заговор Корнилова). Не имея за собой большинства русского населения, они потерпели поражение. Второй претендент на наследство (большевики и левые эсеры) помог тогда Временному правительству одолеть заговор. Подготовившись, большевики и левые эсеры сами атаковали Временное правительство в октябре. Не имея опоры в народе и лишившись поддержки кадетских и военных кругов, Временное правительство сдалось на милость большевиков. 25 октября в Петрограде было объявлено о свержении Временного правительства и переходе власти к Советам. Это известие немедленно было передано по телеграфу на места. Казанский Совет, где большинство принадлежало большевикам, получил его утром 26 октября. В этот же день был образован Казанский Временный революционный комитет, который обратился к населению с воззванием: "...Свободный русский народ, восемь месяцев тому назад свергший царскую власть, ныне сверг и последнее, самое тяжелое ярмо -- власть буржуазии". Несколько позже один из руководителей казанских большевиков Я.С. Шейнкман заявил: "...Политика Совета Народных Комиссаров, последовательно проводящаяся со времени Октябрьского переворота, является единственно отвечающей интересам рабочих и крестьян".

Казань тогда являлась крупной опорой русской власти в Поволжье, центром военного округа. Такой Казань осталась и с переходом власти к Советам. В Казанском Совете и Казанском социал-демократическом комитете татар было очень мало. Татарские национальные организации -- Мусульманский социалистический комитет, Казанское губернское национальное собрание (Курултай) работали в очень стесненной обстановке в слободской части города, за Булаком.

На Втором Всероссийском съезде Советов в Петрограде было создано однопартийное временное Советское правительство большевиков во главе с Лениным -- Совет Народных Комиссаров (СНК). Вокруг Ленина объединились довольно энергичные и решительные политические деятели, неплохо знакомые с политической жизнью на Западе, такие как Л.Д. Троцкий (наркоминдел), Л.Б. Каменев (председатель ВЦИК), Г.Е. Зиновьев (председатель Петроградского Совета), А.В. Луначарский (нарком просвещения), А.И. Рыков (нарком внудел), А.М. Коллонтай (нарком соцобеспечения), А.Г. Шляпников (нарком труда), П.И. Стучка (наркомюст). Среди не прошедших "заграничную школу", но имевших большой опыт митинговой и журналистской работы в массах и прошедших ссылки и тюрьмы были И.В. Джугашвили (нар-комнац), Я.М. Свердлов (секретарь ЦК партии большевиков) и др. Правительство это, как временное, должно было функционировать до Учредительного собрания, созыв которого большевики обещали еще до прихода к власти. Учредительное собрание, созванное в январе 1918 г„ не поддержало большевистское правительство и поэтому оно было разогнано властью. Тогда же правительство Ленина, сняв слово "временное", приступило к "советскому эксперименту".

Советская модель русского общества. Правительство Ленина пришло к власти с программой революционного (коренного) обновления русского общества и русского национального государства. Отвергнув Конституционную монархию, предложенную кадетами, а затем и Конституционную демократическую республику, предложенную Временным правительством, большевики провозгласили Конституционную Советскую республику. Определяя политическую сущность Советской власти, Ленин 25 октября заявил: "... Значение этого переворота состоит в том, что у нас будет Советское правительство, наш собственный орган власти, без какого бы то ни было участия буржуазии". Русское общество было политически расколото на две части: на "держателей" власти (трудящихся) и "лишенных власти" (свободных предпринимателей). Парламентом Советской Республики был провозглашен Съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов без участия городских и сельских предпринимателей. "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", как гласило само ее название, предоставляла права и свободы лишь трудящимся, лишая этих прав и свобод предпринимателей.

Среди первых декретов Советской власти были, с одной стороны, решающие давно назревшие для страны проблемы, такие как заключение мира, введение 8-часового рабочего дня, уничтожение сословий и гражданских чинов, отделение церкви от государства и школы от церкви, предоставление крестьянам земли и др., ас другой, предусматривающие неприемлемые не только для помещиков и крупных капиталистов, но и для средних слоев пути развития русского общества. Это -- декреты о переходе от распределения земли среди крестьян по трудовой норме к национализации земли (передаче ее в собственность государству); о введении рабочего контроля на промышленных предприятиях и транспорте с последующей их национализацией, а позже и о лишении частной собственности средних слоев населения. Губительными для помещиков, капиталистов и средних слоев русского общества были декреты об образовании революционных трибуналов, Всероссийской чрезвычайной комиссии, введении красного террора.

Национальная политика Советского правительства. Россия, болы шинство населения которой в начале XX века составляли нерусские народы, нуждалась в новой национальной политике. Временное правительство так и не успело определиться с ней. Советское правительство оказалось более оперативным. 2 ноября была обнародована "Декларация прав народов России", в которой провозглашались:

1. Равенство и суверенность народов России.

2. Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

3. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.

4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографии ческих групп, населяющих территорию России.

Это был давно назревший и положительно воспринятым нерусскими народами акт. Реализация Декларации началась неплохо. 18(31) декабря 1917 г. Советское правительство признало независимость Финляндии. Затем была признана независимость Польши, Эстонии, Латвии, Литвы. Соотношение русского населения и нерусских народов в стране изменилось в пользу русских, составивших после этого 57% всего населения России. Оставшиеся в составе государства нерусские народы были объявлены нацменьшинствами. Соответственно на местах Советы формировались как русская власть. Так обстояло дело и в Казани. В Бюро губисполкома Совета вошли 9 человек. В состав этого бюро были включены затем по одному человеку от татар, чувашей, мари как представители национальных меньшинств губернии.

В январе 1918 г. правительство Ленина было вынуждено идти навстречу национальным движениям. III Всероссийский съезд Советов провозгласил Россию Федерацией. Нерусским народам была обещана национально-территориальная автономия. При этом предоставление автономии было обставлено такими условиями, которые давали возможность центру сохранить "единство" России. Согласно

"Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа", автономия предоставлялась не нации, а "целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству -- Советам

рабочих, солдатских и крестьянских депутатов". Российская Федерация должна была представлять "действительно свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный п прочный союз трудящихся классов всех наций России". Иначе говоря, автономиям

обещалась только в том случае, если нерусские народы ее будут строить по общероссийскому, т.е. классовому образцу. Уже провозглашенные и готовящиеся к провозглашению национальные демократические республики объявлялись незаконными.

Волжско-Уральская Республика. Татарское национальное движение долго шло к провозглашению Волжско-Уральской Республики (штата). Под лозунгом национально-территориальной автономии оно поддержало Февральскую революцию. Надежда на реализацию своей "автономии вновь укрепилась после опубликования Советской "Декларации прав народов России", 6 ноября в Казани собрались представители татарского национального движения и позитивно определили свое отношение к Советской власти, одобрили ее обещание созвать Учредительное собрание.

12 ноября в Казани прошло заседание представителей Всероссийского Милли Шура, Всероссийского Харби Шура, общества мусульманского духовенства, губернского Милли Шура, МСК, Казанского мусульманского военно-окружного комитета. Центрального и губернского Бюро мусульманских учителей, Бюро мусульманок, рабочей фракции Казанского Совета, обсудившее текущий момент и задачи национального движения. Участники заседания осудили линию Ка-занского Совета, рассматривающего татар как национальное меньшин-ство. Было решено идти вместе с башкортскими национальными орга-мизациями на создание совместного Милли Меджлис (Национальное (обрание), которое должно было стать Учредительным собранием по

созданию совместной республики.

Менее чем через месяц после образования российского Советско-i о правительства, 20 ноября в Уфе открылось заседание Милли Меджлис (национального собрания) мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири. Из 110 депутатов, избранные на местах, участвовали в работе съезда 96. Обсудив вопрос о реализации на исторической i ерритории Волго-Урала идеи национально-территориальной автономии, Милли Меджлис 29 ноября принял постановление, в котором "признал необходимость образования автономного штата", назвав его "Идел-Урал мехтар (бэйсез) жемЬурият" (Волжско-Уральская Республика). Далее в этом же постановлении определялись, предварительно, территория республики, характер ее государственного устройства, статус и отношения с Российской Федерацией.

Предполагалось, что в состав штата войдут "вся Казанская губерния, вся Уфимская губерния, западная часть Оренбургской губернии, населенная тюрко-татарами и прилегающая к Уфимской и Симбирской губерниям южная часть Пермской губернии, населенная тюрко-татарами часть Вятской губернии, прилегающая к Уфимской и Казанской губерниям и населенная тюрко-татарами часть Симбирской губернии, населенная мусульманами тюрко-татарами и прилегающая к Казанской и Уфимской губерниям часть Самарской губернии". Этот перечень соответствовал этническим границам территории проживания башкортов и поволжских татар.

Милли Меджлис остался верен и другому требованию национального движения -- федеративному переустройству России. Меджлис в своих решениях записал: "Волжско-Уральский штат, представляя по форме своего правления демократическую республику, вместе с другими штатами составит Российскую Федеративную Республику". Тогда еще не было ясно, за какую форму государственного устройства России выскажется предстоящее в январе Российское Учредительное собрание и какую форму государственного устройства России примет Советская власть. Меджлис высказался за Российскую Демократическую Федерацию и за национальные демократические республики, входящие в эту Федерацию. Пункт 4 постановления гласил: "Избранный на основе всеобщего, прямого, равного, тайного и пропорционального права, парламент Волжско- Уральского штата должен быть единственным высшим законодательным органом во всех вопросах, касающихся штата и его внутренней жизни, за исключением тех вопросов, которые нижеследующими 5-м -- 7-м пунктами изъяты из его ведения". Пункты 5 и 6 излагали вопросы, делегируемые Федеральному парламенту, пункт 7 гласил, что республиканский парламент не вмешивается в национальные дела других народов штата, предоставляя последние исключительно ведению всероссийских национальных органов каждой нации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.