Рефераты. История Татарстана с древнейших времен до наших дней

p align="left">После Берке хана свой позитивный след в истории Золотой Орды оставил Тохта хан (1291--1313). В русских источниках он характеризуется как "властный и сильный" и в то же время "правосудимый и добро-расположенный к людям всякого вероисповедания". Среди представителей монгольской династии, продолжавших государственную политику правового управления, а также традиции социально-экономического и культурного развития страны кыпчаков, можно назвать Узбек хана (1313--1341 гг.). Сам он родился в тюркской (кыпчакской) семье. При нем ислам стал официальной государственной религией Орды. Историки отмечают, что с этого времени существенно усиливается поворот кыпчаков и оставшихся здесь монголов к исламу. Узбек * хан отличался также своим покровительством православию. Известен его Уккз, согласно которому русские православной веры, живущие в Орде, были подсудны только православному митрополиту. Указ предусматривал уголовное преследование за надругательство над православной церковью. Сын Узбек хана Джанибек хан в 1342--1357 гг. правил страной примерно в этом же духе. В это время Дешти Кыпчак достигла наивысшего развития.

Арабский путешественник Ибн Баттута (1304--1377) оставил подробное описание Дешти Кыпчак в середине XIV в. Дворец хана в Сарае он называет Алтын Таш. По его словам, это величественное каменное здание, с огромным куполом, завершенным золотым полумесяцем, и с башнями по сторонам. В Большом зале приемов был трон, позади которого висел государственный флаг. Упоминает Ибн Баттута большое число городов -- торговых и ремесленных центров: Гулистан, Укэк, Бэлжамин, Хаджитархан, Мажар, Азак, Су Дат, Кара Феодосия, Крым Солхат, Аккирмэн и др. Имелась своя развитая денежная система -- медные, серебряные, а иногда и золотые монеты. Действовала своя таможенная система (тамгачи). Сам город Сарай, по мнению Ибн Баттута, напоминал Хазарский Итиль -- был многолюдным, с многочисленным населением, много-конфессиональным. Здесь жили кыпчаки, булгары, монголы, черкесы, русские -- люди, проповедовавшие ислам, буддизм, христианство. Прекрасные соборные мечети соседствовали с церквями и буддистскими храмами. В торговом центре были купцы, приехавшие из разных стран -- Египта, Ирана, Ирака, Сирии, России и других стран.

Общественная жизнь Волжской Булгарии в XIII-XIV вв.

Политическая структура. Общественная жизнь Волжской Бул-гарии по-прежнему регламентировалась правовыми нормами шариата. Сохранялся шариатский суд, находившийся под надзором главного казыя. По-прежнему продолжалась деятельность исламских духовных учреждений и улемов. Главным толкователем законов, принимаемых в стране на основе исламского права, оставался муфтий. Стабильными были международное положение Волжской Булгарии, ее связи с исламскими государствами и Русью.

Однако в структуре власти и в формах реализации власти происходят изменения в направлении приближения к нормам монгольского государственного права. Верховная власть в Волжской Булгарии переходит в руки ордынского хана, который свою волю, как выразитель верховной власти, фиксирует в ярлыке (грамоте). Правитель Волжской Булгарии, наряду с общепризнанным божественным правовым документом -- Кораном получает еще и высочайший светский правовой документ. Теперь они чином пониже. Чаще его именуют эмиром-повелителем, имеющим кроме Аллаха еще и светского главу объединенного государства в лице ордынского хана.

В вопросах взаимодействия с завоеванными территориями монголы действовали ближе к римскому принципу: степень самостоятельности подчиненного в своих действиях прямо пропорциональна уровню (то безоговорочного и полного подчинения предписаниям, изложенным и ярлыке ордынского хана. Сам ярлык (грамоту) Л.Н. Гумилев определяет как акт о дружбе и ненападении, а не как показатель только зависимости. Комментируя политическое положение в Орде, Л.Н. Гумилев писал: "Орда возглавляла конфедерацию местных этносов, удерживаемых в составе государства угрозой нападения". Любое невыполнение предписаний ярлыка, особенно в части своевременной и полной уплаты ежегодной дани, каралось военными методами.

В непосредственном управлении двора эмира находилась центральная часть Волжской Булгарии -- княжества Булгар, Биляр, Су-вар, Джукатау, Кашан, Шангут, Казань, Наровчат. В отношении княжеств других народов (башкортов, мари, мордвы, удмуртов, чуваш) булгарский эмир выступал как исполнитель распоряжений верховной власти Орды, помогая местным князьям собирать у себя дань для Орды и обеспечивая общегосударственный порядок. Иначе говоря, эти княжества, входившие в состав Волжской Булгарии, продолжали пользоваться определенной автономией. В таком режиме управляли страной и последующие эмиры до эмира Габдуллы.

Продолжение освоения новых земель. Несмотря на потерю политической независимости, процесс обновления социально-экономической жизни в стране не прекращался. В его основе лежало целеустремленное трудолюбие народа, его желание обустраивать свою жизнь в любых, даже самых трудных условиях военных разрушений, вынужденных переселений. К тому же новое государство -- Золотая Орда в первое столетие своего существования, проявляя заботу о правовом порядке, способствовало развитию связей между отдельными районами страны и освоению новых земель.

Для Волжской Булгарии это означало более интенсивное освоение земель вокруг Казани и примыкающих к ней районов бассейнов Волги, Казанки и других рек. Казань превращается в один из крупных торгово-экономических центров не только Волжской Булгарии, но и Золотой Орды. Известны города этого региона: Кирман (выше по Волге), Кашан (на Каме), а северо-восточное -- Нырса, Урмат. К районам интенсивного освоения относились и западные земли правобережного Примокшанья, района слияния Мокши и Цны, бассейн реки Пьяна и нижнего течения Суры, которые непосредственно соприкасались с кыпчакскими землями Дона. Археологи отмечают здесь города Мух-ша, Юлово и др. Лучше осваиваются земли по Свияге и обоим берегам Средней Волги, где размещались города Шонгут, Атрэч, Карабулак, Арабуга, Какриш, Сембер, У век. На слиянии рек Самары и Кипели вырос город Самар.

Шло уплотнение населенных пунктов и в восточном направлении -- в бассейнах рек Вятка, Кама и Белая. Возросло значение городов Кирменчук недалеко от Мамадыша, Чаллы на правом берегу Камы, Елабуги.

Экономика. В золотоордынский период повышается значение земледелия, которое и раньше было основной отраслью хозяйства. К богатому черноземью Закамья добавляются подзолистые и суглинистые почвы в районах нового заселения. Земледельцам пришлось осваивать технологию возделывания зерновых культур на этих землях, совершенствовать сельскохозяйственные орудия. В стране в основном сеяли пшеницу, просо, ячмень, овес, появились поля ржи, бобовых культур (горох, чечевица). Технические культуры были представлены коноплей и льном. Археологи нашли семена огурцов, яблок и предполагают наличие огородничества и садоводства.

В поголовье скота главное место занимали овцы и козы, затем коровы. Относительно уменьшилась доля лошадей в стаде. Отмечено присутствие верблюдов, а также волов, которых впрягали в повозки и применяли для пахоты.

Городское хозяйство представляли ремесло и торговля. Изделия ремесла были традиционными: продукция металлообработки, кожевенные, ткацкие, валяльные и др. Качество их повысилось, ассортимент -- расширился. Об этом свидетельствуют многие археологические находки. Наиболее богатыми оказались Джукатауский клад ювелирных изделий, Карашамский клад, множество кладов, состоявших из разных монет местной чеканки и чеканки иностранных государств. Один из монетных дворов Сарая тогда находился в городе Мухша (Наровчат) на территории Волжской Булгарии. Наиболее крупной денежной единицей считался сом (сум) -- серебряный слиток в 200 г, эквивалентный по стоимости 20 золотым динарам или 120 серебряным дерхемам. Денежное обращение в основном действовало в межгосударственной торговле. На внутреннем рынке самой Волжской Булгарии больше была распространена меновая торговля.

По-прежнему Волжская Булгария была втянута в международную торговлю. Вывозила она свои традиционные товары: зерно, скот, промышленные и ювелирные изделия. Меха для вывоза булгарские купцы получали в северных странах. По свидетельству Ибн Баттута, для этого они имели там свои "стоянки" (фактории). Наиболее ценными считались меха горностая, затем шли меха соболя.

Наиболее крупными потребителями булгарских товаров были кыпчакские и русские земли. На восточный рынок булгарские купцы выходили по известному китайскому торговому пути через Среднюю Азию, Монголию, Кашгар, Иран. Осваивались рынки Делийского султаната, основанного в XII в. представителем династии Гуридов Кутб эд дином, в честь которого в XIII в. был построен в Дели Кутб минар. Торговлю с западным миром Волжская Булгария вела по караванному пути, идущему через Киев: на юг -- в Византию, на Запад -- в Болгарию, Венгрию, Италию, на Рейн, в Прибалтику. Торговые связи с Западом и со Скандинавией поддерживались через северные земли --

Коми, Югру.

Международная торговля играла тогда важную роль в налаживании и укреплении межгосударственных политических связей. Эту же миссию часто выполняли палочники -- хаджи Волжской Булгарии, посещавшие главные места мусульманских святынь -- Мекку и Медину. Торговым путем, например, поддерживался дипломатический канал связей Волжской Булгарии с Египтом в XIII--XIV вв. В 1330 г. посольство Волжской Булгарии посетило Каир и вручило послание своего эмира султану ан Насиру с просьбой прислать священное исламское знамя, которое могло стать символом Волжской Булгарии как самостоятельной исламской страны, хотя политически она входила в состав Золотой Орды, с которой Египет также имел дипломатические отношения. Вероятно, связи Волжской Булгарии с Египтом поддерживались и раньше -- со времени, когда здесь у власти оказались тюркские мамлюки (1250--1381), Одним из султанов там был выходец из Волжской Булгарии Бай-барс. А.Х. Халиков допускает, что часть его имени (барс) связана с тотемным знаком некоторых северо-тюркских племен, а затем и гербом булгар.

Культура. Ценностные ориентиры всех областей духовной культуры (образования и науки, художественной литературы и искусства) базировались на двух источниках: реальном жизненном опыте народа, закрепленном в традициях, и идеологии ислама. Последняя, в свою очередь, успела за предыдущие века адаптироваться к характеру, психологии, образу жизни местного населения. Улемы (исламская религиозная интеллигенция) придерживались суннитского направления и в догматах, ритуалах стояли близко к Бухаре, к ее мусульманским авторитетам -- ишанам. Однако в реальной жизни местный Ислам отличался от бухарского своим демократизмом и просвещенностью. Здесь женщины не были в униженном положении. Школьное обучение детей, включая девочек, считалось обычным богоугодным явлением. Поощрялось знание взрослыми конкретных молитв по разным случаям, просвещенное исполнение обрядов. В почете была светская грамотность (умение читать, писать, считать). Сохранилась система веротерпимости в самой Волжской Булгарии, положительно воспринималась и подобная политика Золотой Орды. Мусульманские улемы не \ претендовали на светскую власть, поддерживая "праведных" (действующих по указаниям Корана) правителей.

Ислам не препятствовал наукам, литературе, искусству, включая изобразительное. Правда, шамаилы было принято иллюстрировать I только исламскими святынями. Рукописные книги красиво иллюстрировались не только орнаментом, но и изображениями животных и людей. Исламская наука, распространенная в Волжской Булгарии, в XI--XII вв. обогатилась новыми открытиями. В почете было имя ученого-врача, философа Ибн Сина (ок. 980--1037). В научных кругах и среди писателей были распространены идеи арабского врача и философа Ибн Рушда (Аверроэса), признававшего два источника знаний: ; духовный (через религию) и рациональный (через науку). Продолжалась практика получения высшего образования в заграничных медресе -- Бухаре, Нишапуре, Сирии, Египте.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.