Рефераты. История Татарстана с древнейших времен до наших дней

p align="left">Национальная культура располагала значительной светской интеллигенцией, среди которой выделялись поэты и писатели, деятели науки -- историки, юристы, врачеватели. Одним из них был поэт и мыслитель Махмуд Мухаммадьяр. В 1997 г. широко и торжественно отмечалось 500-летие со дня его рождения. Президент РТ М.Ш. Шаймиев назвал Махмуда Мухаммадьяра одним из "универсальных гигантов культур". Его жизнь и творчество довольно основательно изучены татарскими литературоведами. По этим исследованиям Мухаммадьяр предстает перед нами как один из представителей могучей плеяды европейского и восточного Возрождения. Родился Мухаммадьяр в 1497 г. в семье исламского богослова. Хорошо владел арабским и персидским языками, изучал восточную философию, знал русский язык, был знаком с русской общественно-философской мыслью. В 1549 г. царица Сююмбике направляет его в Москву в качестве переводчика Казанского посольства. Посольство это было арестовано Иваном Грозным. Дальнейшая судьба Мухаммадьяра неизвестна.

Из творческого наследия Махмуда Мухаммадьяра нам наиболее известны две его замечательные поэмы: "Тохфаи мэрдан" (Посвящение джигитам), написанная в Казани в 1540 г., и "Нури содур" (Свет сердец), законченная 15 мая 1541 г. Первая из них была обнаружена русским тюркологом И.Н. Березиным в фондах Азиатского музея в Санкт-Петербурге в 1846 г. среди "турецко-татарских рукописей". Вторую открыл татарский писатель-ученый Наки Исэнбет в 1940 г. Обе поэмы написаны в период, когда очень остро стоял вопрос о сохранении татарского национального государства от посягательства со стороны поднимающегося русского государства.

В поэме "Нури содур" Мухаммадьяр выступил страстным защитником татарского национального государства, оправдывая даже войну за его сохранение, за свободу и справедливость. Он повествует о временах существования идеального общества во времена пророков, излагает свое представление о справедливом общественном устройстве, рисует образ "праведного" правителя. Интересны сформулированные им качества, которыми правитель должен обладать: справедливость, милосердие, щедрость, скромность, терпеливость, мерность, правдивость, воздержанность от многословия, способность прощать и храбрость.

В поэме "Тохфаи мэрдан" Мухаммадьяр больше рассуждает о проблемах этики и нравственности на уровнях отдельного человека, семьи и общества. Он соединяет божественные добродетели с чисто человеческими добродетелями и выступает как великий гуманист. Мухаммадьяр воспевает земные человеческие достоинства -- красоту, ум, изящество, правдивость, скромность, и бичует земные пороки -- надменность, лицемерие, хвастовство, спесивость.

Произведения Махмуда Мухаммадьяра -- образцы сложившегося в XV--XVI вв. татарского (старотатарского) языка, наиболее ярко выражают начальный этап татарской национальной литературы. В них мы чувствуем отражение художественно-эстетических традиций литературы Волжской Булгарии, оставшихся от гениального Кул Гали, и булгаро-сарайского периода, идущих от Кутба, Сайфа Сараи и других.

Рядом с ним творили татарские поэты и писатели Эммикамал, Мухаммад Эмин, Гарифбек и др. По дошедшим до нас спискам рукописных книг мы видим, что на высоком уровне было орнаментальное и каллиграфическое оформление книг, искусство миниатюры.

Научно-философская мысль тогда была представлена в основном в поэзии, в художественной литературе. Развито было исламское богословие. Сохранились и исторические труды, посвященные главным образом истории своей страны, народа. В 1551 г., в деревне Таш билге Спасского уезда, написал свою книгу "Таварихи Булгария" (История Булгара) Хисамуддин бин Шарафудвдн.

Особенности внешней политики. С обретением независимости меняется международное положение Казанского государства. Предыдущие двести лет мир знал Волжскую Булгарию как страну, входящую в государство Золотая Орда. Теперь началась полоса международного признания независимого Казанского татарского государства. Восстанавливается собственная внешняя политика, нацеленная на расширение и укрепление внешнеполитических связей Казани. Обновляются давние казанско-бухарские отношения. После распада государства Ти-муридов, к власти в Узбекистане пришли Шейбаниды (1500--1598). Бывший правитель Ферганы Ба-бур, ставший основателем династии Великих Моголов в Северной Индии,.в своей книге "Бабур намэ" сообщает, что Шейбани хан (1483--1530) направил Казанскому хану Му-хаммад Эмину (1487--1518) известного певца Гулям Шади Гуди с посланием. Вновь на уровень межгосударственных отношений, поднимаются связи Казани с Египтом и другими странами Востока.

Эта линия межгосударственных связей, имея большое значение, однако не могла удовлетворить Казань в начавшуюся эпоху европейского Возрождения. Казань ищет более благоприятный выход в Западную Европу. В географическом и политическом плане такой выход можно было сделать через две соседние страны -- Россию и Турцию. Отношения с этими странами становятся главной заботой внешней политики Казанского государства.

Татарстанско-российские отношения. В период правления Махмуд-хана (1445--1466) российско-татарстанские отношения были мирными. Казань, как и Крым, заняв негативное отношение к Орде, поддерживала Москву в ее споре с Сараем. Во время похода Ахмад-хана на Москву в 1480 г. Крым непосредственно поддержал Москву, выдвинув свои войска против союзника Сарая -- Литвы, а Казань заняла позицию благожелательного по отношению к Москве нейтралитета. Мирные отношения продолжались и в первое время после прихода к власти в России Ивана III.

Однако вскоре Иван III начал проводить по отношению к Казани; недружелюбную политику. Идеологическая ее подготовка началась ещё! раньше. В 1409 г. в Москве по инициативе митрополита Киприана был; составлен Общерусский свод летописей, в котором содержится идеологическая установка: степные народы -- исконные враги Руси. После смерти Киприана в Свод была добавлена повесть об Идегее, в которой отождествлялись прежние "враги" с новыми -- татарами. С XV в., когда летописное дело перешло в распоряжение царей и летописи стали составляться специальными дьяками, анти-татарская направленность государственной идеологии в них усилилась. Опираясь на эту идеологию, Иван III оправдывал свою анти-казанскую политику и фактически взял ориентир на присоединение Татарстана к России. В русской историографии принято считать, что тогда в Казани действовали две соперничавшие партии -- русской ориентации и восточной (крымской) ориентации. Это не точно. В самом Казанском государстве были сосредоточены политические силы, стоявшие на позиции государственной независимости, хотя могли иметь место разные подходы к реализации этой независимости. В Москве, на русской службе уже тогда был брат покойного хана Махмуда -- Касим, получивший в удел район в татарской Мещере. Россия объявила этот удел самостоятельным Касимовским ханством.

Получалось, что как бы существуют два татарских ханства: одно -- и составе России, строящее добрые отношения с Москвой, другое -- и Казани, враждебное Москве. Следовательно, одна партия -- партия государственников была в Казани, другая партия -- "партия русской ориентации" находилась в самой России.

Первую попытку заменить на казанском престоле представителя татарских государственников представителем партии Московской ориентации Иван III предпринял в 1467 г. У Махмуд-хана было два сына -- Халиль и Ибрагим. После смерти Махмуд-хана в 1466 г. власть перешла к старшему -- Халилю. Тогда Иван III объявил, что совершена несправедливость, что по старшинству власть в Казани должен унаследовать брат Махмуда Касим. Касим получил хорошо снаряженный военный отряд и двинулся в Казань. Другой русский отряд в это время появился на севере Казанского государства и занял там земли Вят-< кой общины. Но план Ивана III посадить на Казанский престол Ка-гима провалился. Казанцы Касима в город не пустили.

После смерти Халиль-хана в 1467 г. власть перешла к его брату I \брагиму. Ибрагим-хан проявил себя умным политиком и умелым военачальником, твердым татарским государственником. Уже следующим летом он лично руководил военными операциями по вытеснению русских войск из Вятской земли, население которой его поддержало. Иван III признал свое поражение под Казанью и в Вятской земле, пошел на заключение мирного договора с Казанским государством. Историки называют эту победу Ибрагим-хана "блестящей". Отдельные русские отряды продолжали набеги на чувашские и марийские земли. Посол Германии в России в те годы Герберштейн в "Записках о Московских делах" отмечал, что чуваши и мари были меткими лучниками и русские отряды терпели от них большие беды. Имели место и бандитские налеты ушкуйников в города и села страны в верховьях Вятки. Активными были меры Ибрагим-хана и в этой области. Были прекращены бесчинства ушкуйников, предотвращены набеги отдельных военных отрядов, обеспечена безопасность населения.

В 1479 г. умер Ибрагим-хан. Казанский трон занял его сын от первой жены Фатимы Султан Ильхам. Он продолжал внешнеполитический курс отца, ориентированный на сохранение и укрепление государственной независимости. Иван III согласился на соблюдение заключенного с Ибрагим-ханом Казанско-Московского договора. Мирные отношения между Казанью и Москвой, установившиеся после заключенного Ибрагим-ханом в 1469 г. мира с Москвой, получили свое продолжение.

В 1487 г. умер Ильхам хан. В этом же году, неожиданно для казанцев, вероломно нарушив мирный договор, Иван III двинул на Казань большую русскую армию. Это была продуманная и тщательно подготовленная агрессия. Армия, подготовленная для отражения похода Ахмад-хана в 1480 г. и не вступавшая тогда с ним в бой, теперь всю свою мощь обрушила на Казань. Казанское правительство оказалось неподготовленным к отражению атаки столь мощной русской армии, имевшей опыт войны не только на Востоке, но и на Западе. В отличие от Крыма, принявшего к этому времени гарантии Турции, Казань еще не имела сильных союзников. Иван III осадил и взял Казань.

В этом же 1487 г., приняв присягу перед лицом муфтия и знати, Казанский престол занял другой сын Ибрагим-хана Мухаммад Эмин. Мухаммад Эмин, в свою очередь, проходил Московскую службу, был хорошо осведомлен о характере Ивана III, разбирался й политической ситуаций в России, в вопросах российской военной стратегии и тактики. Приходилось ему бывать и на западном фронте. В результате независимость Казанского государству удалось сохранить. Его окружение составляли князья Калимат, У рак, Садыр, Агыш, бахши Бозак, Барат Сэед.

Оставаясь твердым татарским государственником, Мухаммад Эмин-хан не встал на путь конфликтования с Россией. Он знал, что у русского государства оформилось твердое намерение присоединить Татарстан к России военным и дипломатическим путями. Наличие у России мощной армии и географическая близость делали эту опасность для Татарстана реальной. В 1489 г. Иван III, предприняв новый поход против Казанского государства, занял его северные территории -- Каринское татарское княжество и Вятскую землю и присоединил их к России. Князей с семьями увез в Москву, чтобы усилить там "казанскую партию русской ориентации". Это было нарушением договора, заключенного с Ибрагим-ханом в конце 60-х гг.

Мухаммад Эмин-хан как бы простил оба вероломства Ивана III -- в 1487 и 1489 гг. Проводя либеральную политику, он пытался направить решение этих конфликтов по дипломатическому пути. В основе такой его политики лежали коренные интересы татарского народа, не имевшего агрессивных намерений. М.Г. Худяков отмечал, что "правительство Казанского ханства никогда не стремилось к завоеванию русского государства". Напротив, Московское правительство во всех своих официальных документах, в переписке с иностранными государствами твердило, что в 1487 г. Казань была завоевана русскими войсками, и по праву завоевателя считало ее своей территорией. Все свои последующие агрессивные шаги но отношению к Казанскому государству русское правительство пыталось оправдать этим правом завоевателя, представить как меры по наведению "порядка". Подтверждая это свое право завоевателя, Иван III присвоил себя титул "князь Булгарский". Введенный в заблуждение Маркс писал: "Казань у его ног". Сам Иван III понимал, что Казань не принадлежит ему, что после 1487 г. в очередной раз была подтверждена независимость Казанского государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.