Национальный фактор в послевоенном Советском Союзе. Либерализация советской национальной политики в годы войны и рост национального самосознания русского и других народов требовали пересмотра взглядов на роль национального фактора в дальнейшей жизни союзного государства. Люди стали отвергать политику национального нигилизма. Инициативу проявила Российская Федерация, добиваясь большей самостоятельности от Союзного центра в устройстве русской национальной жизни. Появились проекты создания компартии РФ, которая объединяла бы напрямую подчиненные ЦК КПСС областные комитеты, перевода столицы Федерации в Свердловск и др. Реакция союзного центра на это была своеобразной. Сталин в своем выступлении в Кремле 24 мая 1945 г. заявил, что русский народ в Союзе -- "руководящий народ". Из такой постановки следовало, что русские могут устроить свою национальную жизнь, как и раньше, в рамках всего Союза.
В глазах общественности актуальным стал вопрос об изменении национальной политики в отношении союзных и автономных республик нерусских народов. У всех была в памяти трагедия депортированных в 1941--1944 гг. народов Союза. В августе 1941 г. по указу Президиума Верховного Совета СССР были выселены из своих мест свыше миллиона немцев Поволжья, а их автономия -- упразднена. По такому же указу войска НКВД в октябре 1943 г. провели "операцию" по переселению "лиц калмыцкой национальности" (93 139 человек). Без предупреждений и объяснений, с минимумом вещей их посадили в товарные вагоны и отправили в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области. Все оставленное ими имущество, как и в случае с поволжскими немцами, было разграблено. Таким же образом "переселили" карачаевцев (68 327 человек), чеченцев и ингушей (496 460 человек), балкарцев (37 406 человек), крымских татар (183 155 человек), из южных пограничных районов Грузии -- турков-месхетинцев, курдов, хемшилов (91 095 человек) -- всего более двух миллионов человек. Целые народы были насильственно лишены своей исторической родины, произвольно упразднена гарантированная им Конституцией автономия. В условиях унитарного государства такое беззаконие было возможно по отношению к любой республике.
Подобная мера Татарскую республику тогда миновала. Слишком было велико значение Татарстана, татарского народа в войне. В августе 1944 г. все же было принято устрашающее постановление союзного партийного центра о "серьезных недостатках и ошибках националистического характера", допущенных в республике. Напомнили, в частности, что в Татарстане "приукрашивается история Золотой Орды, популяризируется ханско-феодальный эпос об Иде-гее". Постановление это, как грозное предупреждение, сохраняло силу и после войны.
Послевоенное развитие татарстана
Переход от войны к миру. Воины-татары вернулись домой с чувством выполненного перед союзным государством долга. Гордость победы испытывали и те, кто ждал их возвращения. Вместе оплакивали погибших в этой войне. Радовались за вернувшихся живыми. Радужными были надежды на предстоящие изменения в своей жизни. А пока они были готовы, ограничивая себя во многом, взяться за восстановление своего хозяйства и хозяйства страны. С честью выполненный в войну долг давал им право надеяться также на национальное возрождение. В 1946--1947 гг. во властных структурах Союза обсуждались проекты новой Конституции СССР и новой программы КПСС.
Достижением общественности стало, в частности, то, что рассматриваются возможности децентрализации экономической жизни, предоставления больших хозяйственных прав на местах, освобождения парторганов от функций хозяйственного управления и возвращения этих функций государственным органам.
Пока же система государственного управления в Татарстане оставалась прежней. В феврале 1947 г. прошли выборы в Верховный Совет республики. На первой его сессии был утвержден Закон о первом послевоенном пятилетнем плане социально-экономического и культурного развития Татарстана. Основное место в плане занимали показатели, относящиеся к развитию промышленных предприятий центрального подчинения. Местная промышленность, как и легкая и пищевая промышленность центрального подчинения, а также сельское хозяйство, жилищное строительство, социальная сфера и культура должны были довольствоваться небольшими оставшимися средствами.
Фактическая власть в республике оставалась в ведении Татарского обкома ВКП(б), подчиненного исключительно союзному центру. Первым секретарем обкома продолжал работать Зиннат Муратов -- человек, ставший у руля республики в годы военной либерализации. Он и его команда, в которой оказались люди либерального мышления, были привержены политике национального возрождения республики. Реализовать же эту приверженность можно было, лишь порвав с партией, членами которой они оставались. В составе парторганизации республики татары тогда, как и прежде, составляли меньшинство -- около 40% и определять принятие решений не могли. Любая поддержка национальных интересов могла быть квалифицирована центром как проявление национализма и уклон к буржуазной идеологии. Жупел национализма сдерживал даже выдвижение татар на руководящие должности. В одном из отчетов обкома за 1950г . как большое достижение констатировалось, что из 238 человек, выдвинутых в республике на руководящие работы, татар было 103.
В 1946--1947 гг. руководство республики получило новое серьезное предупреждение за попустительство буржуазному национализму. Было запрещено издание произведений большинства дореволюционных татарских писателей как "националистической литературы", урезано преподавание в школе истории татарской литературы. История Татарстана преподавалась как российское краеведение. Была проведена чистка в репертуаре театров. В опале оставались мечети, духовенство. Советизация школы задавила национальную систему образования. Нависла опасность существованию Татарской АССР как единой автономной государственной структуры. В начале 1952 г. было объявлено центром об образовании Татарского крайкома КПСС в составе двух обкомов (Казанского и Чистопольского). Решение это не прижилось и было отменено через год.
Послевоенная экономика Татарстана. За время войны экономика республики расстроилась. Для нормализации положения следовало перепрофилировать работу большинства промышленных предприятий на выпуск гражданской продукции, технически переоснастить их и внедрить новую технологию. В сельском хозяйстве предстояло техническое переоснащение колхозов и совхозов, внедрение современных методов агротехники, резкое повышение оплаты труда колхозников и рабочих совхозов. Союзное правительство отвергло такой путь для Татарстана. Военная ориентация промышленности республики была сохранена. Ее реконструкция проводилась в рамках Военно-промышленного комплекса страны, и работала она исключительно для удовлетворения военных заказов. Показатели ее были среди лучших в Союзе -- второй отраслью крупной промышленности Татарстана стала нефтедобыча, целиком подчиненная также союзному центру. В 1946 г. началась промышленная добыча нефти на Бавлинском месторождении, в 1947 г. -- на Шугуровском месторождении, в 1948 г. заработали новые скважины на Ромашкинском месторождении. Образовалось союзное объединение "Татнефть".
Предприятия, выпускающие гражданскую продукцию широкого потребления, оставались в подчинении Российской Федерации. Производили они меховые и швейные изделия, кожаную и валяную обувь, ткани, трикотаж, мыло, кожу, фанеру, пишущие машинки, фотожелатин, кетгут, зубоврачебные инструменты и другие товары. Для республики оставалась одна гордость за их производство, самими товарами распоряжалась Россия. Татарстан, считавшийся республикой развитой промышленности, продолжал оставаться без своей промышленности. По официальным данным, небольшие предприятия местной промышленности к 1950 г. смогли увеличить вьщуск продукции, по сравнению с военными годами, всего на 27%.
В сельском хозяйстве республики, фактически не получившем ни союзной, ни российской помощи, производство значительно сократи^ лось. Колхозы и совхозы получали тракторы и другую технику только в счет сданной ими государству сельхозпродукции. По официальным данным, валовой сбор зерна в республике в 1950 г, оказался более чем на 300 тыс. тонн меньше (1527 тыс. т), чем в 1940 г. (1849,3 тыс. т) урожайность зерновых культур в 1950 г. составила 6,3 центнера с гектара. Весь собранный хлеб сдавался государству. Сами колхозники и рабочие совхозов для личного потребления покупали его у государства по более высокой цепе, чем сдавали государству.
По-прежнему оставались ограниченными возможности колхозов и совхозов республики в производстве животноводческой продукции. Доминировало здесь личное подсобное хозяйство колхозников, рабочих совхозов я Других групп населения. К 1951 году на их долю приходилось 53,9% всего поголовья'крупного рогатого скота, в том числе 75,6% коров, 52,4% овец и коз, 5,8% свиней. В этом секторе производилось 74,4% всего мяса, почти 85% молока, 58% шерсти, 87% яиц. Доля колхозных ферм и совхозного стада в животноводстве пока была небольшой.
В республике образовался дисбаланс между потребностями в продовольствии и товарах широкого потребления, с одной стороны, и их продажей населению, с другой. Республика, имеющая развитую промышленность и сравнительно благоприятные условия для ведения сельского хозяйства, не могла обеспечить население в достаточном количестве даже хлебом.
Сохранение урезанной автономии. В марте 1953 г. умер Сталин. Начался демонтаж верхнего этажа коммунистической пирамиды -- режима личной диктатуры. Сама коммунистическая система с ее запретом Частной собственности и частного предпринимательства, с абсолютным подчинением человека государству сохранялась. Пришедшая к власти коммунистическая элита (номенклатура) из числа соратников Сталина (Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Н.С. Хрущев) поспешила объявить, что она отказывается от культа личности. Это было пределом политической реформы, возможной в условиях сохранявшегося коммунистического режима. Суть реформы состояла в замене системы личной диктатуры Сталина авторитарной диктатурой "партийной номенклатуры". ч
В стране началась полоса, названная "политической оттепелью". В 1956 г. было принято решение о ликвидации ГУЛАГа в его существующей форме. Видимость либерализации создается и в отношениях между союзным центром и республиками. В 1957 г. началось возвращение репрессированных народов на свою родину, за исключением российских немцев и крымских татар. Были торжественные заявления о желании союзной власти "расширять права союзных республик", "поднять статус автономных республик". На деле новые лидеры дальше деклараций не пошли. Система унитаризма в строительстве Союза сохранилась, централизованное управление республиками укрепилось. Решено было придать этой системе форму "совещательной демократии". В состав Политбюро ЦК КПСС стали вводиться поочередно лидеры союзных республик -- Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана.
Татарстан к этому процессу не был привлечен. Вопреки заявлениям о поднятии статуса автономных республик, союзное правительство закрепляло здесь систему урезанной автономии. В1957 г. союзный центр вместо Зиината Муратова в Татарстан -- маправкд Семена Игнатьева, прошедшего в Узбекистане, Бурят-Монгольской республике, Башкортостане школу подчинения национальной республики интересам центра. Четырехлетнее его пребывание в Татарстане на посту первого секретаря обкома КПСС ознаменовалось установлением взаимопонимания между властными структурами союзного центра и республики на базе абсолютного подчинения последних первым. В 1961 г. Игнатьев рекомендовал Москве в качестве своего преемника тридцатидвухлетнего Фикрата Табеева, окончившего Казанский университет, защитившего кандидатскую диссертацию, а затем перешедшего в партийный аппарат.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67