Рефераты. История Татарстана с древнейших времен до наших дней

p align="left">Торговля. Развитая внутренняя и внешняя торговля, широкая сеть городов являются показателями процветания любой древней цивилизации. Древний Татарстан не был исключением и здесь. Образование государства расширило торгово-экономические связи между отдельными районами страны. Расширение производства промышленных товаров и оживление внутреннего рынка стимулировали внешнюю торговлю. Недалеко от города Булгар был построен крупный торговый центр Ага базар с караван-сараем и портовыми сооружениями, непосредственно выходившими на Волгу. Сюда стекались товары для внутреннего потребления и предназначенные на экспорт. Иностранные гости (торговцы) съезжались сюда преимущественно по Волге: с севера -- русские, из Вису (Весь), Мурома, Вятского края, Перми; с юга - хорезмийцы, бухарцы, иранцы, из Северного Кавказа и т.д. Наряду с транзитным северным и южным товаром (ценнейшие меха, шелк, оружие и др.) через Ага базар на экспорт шло много товара собственного производства: кожа и кожаные изделия, оружие (мечи, стрелы) и военное обмундирование, хлеб, скот, дерево, а также украшения. Ибн Фадлан очень высоко отзывался о "куньих мехах", идущих на экспорт: "звонкую монету заменяют им куньи меха", -- писал он. В широком ассортименте пушного экспорта ценились шкуры соболя, горностая, бобра, выдры, белки, лисицы, зайца. Славились на внешних рынках мед и воск, лесоматериалы, медовый напиток. В "Словаре тюркских наречий" известного ученого-филолога XI в. Махмуда Кашгари в качестве суварской приводится поговорка: "Держа мед, к тебе черт навстречу шагал; одевая в шелка -- в дураках оставлял".

Развитию торгово-экономических связей с внешним миром и внутри страны во многом способствовала развитая денежная система страны. В коллекциях нумизматики сейчас имеются монеты, отчеканенные в Волжской Булгарии в 908 -- 910 гг., монеты чеканки 949 г. с именем булгарского правителя Талиб хана, чеканки 977 г. с именем My'мин хана. О торговых связях древнего Булгара с зарубежными странами свидетельствуют и монеты этих стран, найденные в Булгаре в археологических слоях X в. Среди них чешская монета, отчеканенная до начала Х\ в., арабский дирхем, отчеканенный примерно в первой четверти X в.

Стабильной для страны в целом становится налоговая система. Основными налогами были: "десятина" (десятая часть дохода) и "зя-кэт" (одна сороковая часть дохода, отдаваемая в пользу бедных и духовенства). Местные налоги назывались "салым" -- земельный, ямской, дорожный и др.

Духовная жизнь. В ходе становления древне-татарского государства и утверждения ислама в стране в течение X в. определились основные направления развития духовной жизни общества. Традиционный пласт духовной жизни общества в виде ценностей, унаследованных от доисламских верований и идеалов северо-тюркских племен, в основном сохранился. Новый, исламский пласт проникает в духовную жизнь общества постепенно, можно сказать, в два приема. Первоначальное проникновение исламских ценностей относится к периоду до официального принятия ислама. Ибн Русте еще до 913 г., ал Балхи -- до 921 -- 922 т., описывая Булгар и Сувар, отмечали, что здесь имеются мечети и исламское духовенство, поставлено дело лечения людей, т.е. имеются табибы. Это же подтвердил Ибн Фадлан. Причем ислам шел сюда главным образом тогда через соседей -- тюркские государства (Хаза-рию, Хорезмию, Бухару), принявшие ислам раньше и уже имевшие опыт "тюркизировать" некоторые из его обрядов. Это выражалось, например, в читаемых на тюрки проповедях после молитвы на языке Корана. Основные молитвы в мектебах также объяснялись на тюрки. В практической жизни, особенно в семейной, исламские обряды не вступали в особую конфронтацию с традиционными. Официальное принятие ислама и официальное выполнение предписаний ислама происходило на этой уже подготовленной почве. Таким образом, складывающийся в древнем Татарстане исламский образ жизни не стал повторением багдадского или иного исламского образа жизни.

Как всякое новое, ислам пробивал себе дорогу в древнем Татарстане, как и в других странах, включая саму Аравию, не без противоречий и потрясений. Сопротивление в среде народа рождалось главным образом „тогда, когда применялись насильственные методы внедрения ислама. Объективно же в новых условиях становления государства общество нуждалось в новой религии. Ислам представлял собой одновременно и ал Иман ("верую" -- вера в божественную справедливость) и ал Ихсан ("нравственная добродетель"), выстраивавшие понятную людям, убедительную систему нравственных ценностей, основанных на гуманизме и справедливости. Запреты ислама находили отклик во внутренне присущем человеку качестве самоограничения и воспринимались как должное.

Культура. Принятие ислама расширило возможности культурного общения со странами исламского мира -- с их арабо-язычной, ирано-язычной и тюрко-язычной культурами. Тюрки, фарси и араби стали языками, параллельно употребляемыми в среде интеллигенции и высших государственных чиновников. Форсированно строились мечети, а при них возникали мектебы. Древнебулгарский язык, ставший государственным языком, получил письменность на основе арабской графики.

Появилась образовательная база для распространения в Волжской Булгарии, получившей тогда высокое развитие. Сама эта культура выросла, опираясь на достижения мировой цивилизации. От Индии и Китая она получила зачатки точных наук, математики, от Греции -- философию, от Ирана -- идеи централизованного управления государством. В ее распоряжении оказались образцы художественной лотературы многих цивилизованных народов. Среди создателей богатств исламской культуры* наряду с арабами -- философом и историком Ибн Ку-тайба (828--ок. 889), философом Абу Нарсом ал Фараби (870--950), астрономом Али ибн Абд Рахманом ибн Юнус (950--1009), философом Ибн Рушдом (1126--1198) и иранцами -- философом Мухаммедом ал Газали и другими, участвовали и ученые тюркского мира -- родоначальник алгебры (ал джабр) Мухаммед ал Хорезми (787 -- ок. 850), ученый-энциклопедист Абу Рейхан Бируни (973 -- ок. 1050), врач и философ Абу Али ибн Сина (ок. 980--1037), поэт и мыслитель Абу Мухаммед Низами Гянджеви (ок. 1141 -- ок. 1209).

В.К. Чалоян (1979) называет эту культуру культурой "ирано-арабского Востока". На деле же она была создана объединенными усилиями представителей арабских, иранских и тюркских стран и в таком объединенном виде обогатила европейскую культуру. В XII в., например, в латинском переводе появились "Алгебра и уравнения" Мухаммеда ал Хорезми, книги Ибн Сина "Канон медицины" и "Даниш наме" в трех разделах: логика, математика, физика. По имеющимся сведениям, свой вклад в развитие исламской культуры тогда внесли и булгар-цы -- историк Якуб бин Нугман, правовед Хамид бин Идрис (XII в.), врач Тадж эд Дин (XIII в.).

3. Волжская Булгария в XI-XV веках

Укрепление общественного и государственного строя

Государственное объединение. К началу XI в. в Волжской Булгарии возникла новая политическая обстановка. До конца X в. государственное объединение здесь базировалось на договорных отношениях между вошедшими в состав государства княжествами, которые фактически оставались самостоятельными, иногда чеканя даже свои монеты. В начале XI в. при Хайдар хане обстановка меняется. Начинается процесс централизации государства.

Центральную часть государства по-прежнему продолжали составлять княжества Биляр, Булгар, Сувар -- на левом берегу Камы, Ошель -- на правом берегу Волги, княжество буртасов располагалось западнее Самарской Луки на Волге -- на границе с европейскими печенегами. Между Окой и Волгой располагались княжества мишарей -- это частично территория современных Рязанской, Тамбовской, Нижегородской, Ульяновской областей. Мишари (миша -- лес, ир -- человек) -- "одно из самых древних тюркоязычных племена (М.З. Закиев, 1993) Восточной Европы. Их потомки, заселявшие в XI--XII вв. среднее течение Оки, оказались частично в составе Владимирского княжества (в 1152 г. великий князь Юрий Долгорукий заложил там город, названный Городец Мещерский, с 1471 г. -- город Касимов), частично -- в составе Волжской Булгарии. Позже, в составе Золотой Орды объединенное Темниково-Наровчатское княжество получило относительную автономию, объединило мишарей, сохранивших свой татарский язык. Они составили второй наиболее крупный компонент татарской нации.

Возникли новые княжества, расширившие центральную часть государства. В связи с увеличением населения и ростом торгово-экономической активности оформилась структура Джукатауского (Джуко-тинского) княжества. Центром княжества становится город Джукатау, возникший еще в X в. в устье реки Кили, на горе. Восточные границы государства простирались далее к бассейнам рек Каргалы, Шешмы, Челны, Мензели, Зая, Ика.

Централизация государства охватывает также земли на север от Камы. Здесь не позднее X в. возник город Кашан, а позже утвердилось одноименное княжество. В коллекции археологов имеется браслет с надписью "Шэхре Кашан".

В X--XI вв. более активно включились в общегосударственную жизнь земли бассейна реки Казансу -- Казанское и Арское княжества. Город Казань был заложен на северо-западе страны, у слияния Казан-су с Волгой на рубеже 1004--1005 гг. В стратегическом плане городу предстояло стать центром обеспечения взаимодействия Волжской Булгарии с поднимающимися в непосредственной близости Новгородским и Владимирским княжествами. В качестве крепости Казань должна была прикрывать государство с северо-запада. Растущая торговля Волжской Булгарии с русскими княжествами, а также со Скандинавией превратила Казань в торговый центр страны, определила ее роль как защитника торговых путей. Город поднимался также как второй культурный центр страны. Казанское княжество сыграло самостоятельную роль в социально-экономическом подъеме северных земель Волжской Булгарии, в том числе территории татар бассейна реки Чепца. Экстерриториально их делят на верхнечепецкие (кыстымско-глазовские), среднечепецкие (юконинско-палагайские) и нижне-чепецкие (каринско-хуритские). Каринское княжество на реке Чепца всегда тяготело к Казанскому княжеству.

Казань способствовала оживлению экономической жизни и образованию городов в низовьях реки Свияга, где археологами отмечены Альменевское, Городищенское, Луковско-Япанчинское городища этого периода. Возможно, тогда предки татар участвовали в более интенсивном освоении бассейна реки Илеть и ее притоков -- Паранги и Ировки на северо-западе (современные Парангинский, Моркинский и Мари-Турекский районы Мари Эл). Правый берег Камы был освоен и в северо-восточном направлении. В низовьях реки Вятки, бассейнах рек Тойма, Иж возникли торговые и ремесленные центры вроде "Чертова городища" близ Елабуги.

Получают новые очертания и границы Волжской Булгарии, являвшейся объединенным государством. Арабские источники (ал-Истархи и др.) свидетельствуют, что на юге Волжская Булгария выходила на реку Жаяк (Урал) и граничила с тюрко-огузами. В распоряжении археологов имеются материалы раскопок Красно-сюндюковского городища X--ХП вв. в Ульяновской области, ряда поселений домонгольского периода у Самарской луки, в том числе городища под названием "Муромский городок", относящихся к культуре Волжской Булгарии. В низовьях Волги к Волжской Булгарии отнесен город Саксин.

В качестве отдаленных от центра княжеств, пользовавшихся большой самостоятельностью в политической, экономической и культур-. ной жизни, в состав объединенного государства входили западнобаш-кортские земли, чувашские земли. Примерно в таком положении, с большей самостоятельностью, входили в состав объединенного государства княжество мордвы, расположенное в бассейнах рек Мокша, Сура, Алатыр; княжество мари, составлявшее северную часть объединенного государства. Южные удмуртские земли и их княжество составляли северо-восточную область объединенного государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.