Деструктивные политические силы РФ, пользуясь недовольством народа, стали третировать курс демократической перестройки, утверждая, что он якобы ведет к развалу России. Особенно доставалось демократическому процессу суверенизации автономных республик и его инициатору -- Татарстану. В ходе указанного съезда народных депутатов РФ председателю Совета Национальностей Верховного Совета Рамазану Абдулатипову корреспонденты задали вопрос: "Как Вы относитесь к вероятности выхода Татарстана из Российской Федерации?" Выразив уверенность в том, что Татарстан подпишет подготовляемый Федеративный договор, он сказал, что у Татарстана нет таких намерений и далее добавил: "Нам надо стремиться зарабатывать себе на жизнь самостоятельно -- не жить за счет друг друга, а трудиться вместе". Предложение о подготовке общего для всех республик Федеративного договора было принято на этом же съезде 5 апреля. Предполагалось, что он заменит предлагаемый Татарстаном двусторонний Договор.
После съезда усилился нажим на Татарстан с требованием согласиться с предлагаемым Москвой урезанным вариантом суверенитета. 13 февраля 1992 г. Конституционный суд РФ вынес вердикт, что ряд положений Декларации о государственном суверенитете Татарстана не соответствует Конституции РФ, следовательно, не имеет силы. 19 марта с предложением согласиться с Федеративным договором обратился к Татарстану Б.Н. Ельцин, Участились заявления недружелюбных к Татарстану московских политиков о якобы существовании у пришедшей в Татарстане к власти национальной элиты корыстных целей -- оторвать республику от России. ТОЦ, молодежную организацию "Азатлык", возглавляемую Фаузией Байрамовой партию "Иттифак" за их защиту суверенитета республики стали безосновательно обвинять в национализме, сепаратизме и даже во враждебности к русскому населению.
Татарстан выстоял. 31 марта 1992 г. в Москве состоялась церемония подписания национальными республиками и Российской Федерацией , Федеративного договора о разграничении полномочий между центром и субъектами Федерации. Договор этот Татарстан не подписал. Остался верен своей Декларации о государственном суверенитете, настаивал на двустороннем договоре по принципу делегирования полномочий субъектом федерации центру, т.е. построения федерации снизу, а не сверху. Необходимость двустороннего договора руководители республики объясняли тем, что Татарстан, как и любая другая республика, индивидуален и нуждается в договоре, учитывающем его национальную специфику, уровень экономического потенциала, степень социального развития и способность брать на себя провозглашаемый объем ответственности.
Параллельно в республике готовился референдум, призванный подтвердить общенародную поддержку Декларации о государственном суверенитете Татарстана в неУрезанном виде. Постановление парламента республики об этом было принято 21 февраля 1992 г. Референдум состоялся 21 марта при участии наблюдателей из государств-членов ООН. Как и ожидалось, многонациональное татарстанское общество в большинстве своем (61,4 % учавствовавших в референдуме) высказалось за статус Республики Татарстан, определяемый формулой "Татарстан -- суверенная республика, ассоциированная с Российской Федерацией на основе двустороннего межгосударственного договора, субъект международного права".
Подтвердив Декларацию о государственном суверенитете Татарстана, референдум определил, основные параметры будущего Россий-ско-Татарстанского политического договора. Договор должен был исходить из общенародно подтвержденного факта государственного суверенитета Татарстана и зафиксировать добровольное вхождение Татарстана в Российскую Федерацию на равноправной-основе, с индивидуальным статусом, а также с правом на самбстоятельный выход к зарубежным странам в экономической, научно-технической и культурной областях. Итоги референдума открыли полосу признания Республики Татарстан и заключения межгосударственных соглашений. Первым из них в истории суверенного Татарстана стал Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Башкортостан и Республикой Татарстан, подписанный 16 августа 1991 г. в городе Уфе.
Актом подтверждения государственного суверенитета Татарстана были выборы Президента РТ 12 июня 1991 г. Учитывая вклад Минтиме-ра Шаймиева в провозглашение и отстаивание государственного суверенитета Татарстана, в налаживание отношений Татарстана с Россией в новых условиях, татарстанцы избрали его своим первым президентом. Мин-тимер Шаймиев получил мандат на ведение переговоров и заключение Татарстанско-Российского Договора на условиях волеизъявления многонационального татарстанского общества. Проходившие с 30 марта по 2 апреля 1992 г. консультации делегаций РТ и РФ дали первый итоговый протокол, в котором говорилось "о необходимости установить особые отношения Республики Татарстан с Российской Федерацией".
Татары и татарстанцы. С появлением на политической карте суверенной Республики Татарстан проблема возрождения национальной жизни татарского народа стала решаться в двух направлениях: в государственном и социокультурном. В самой Республике Татарстан, как суверенном многонациональном государстве, началось формирование многонационального татарстанского общества с гражданским понятием "татарстанцы". На более обширной исторической территории татарского народа (Республика Татарстан и земли компактного проживания татар в республиках и областях России) успешно стал протекать процесс социокультурного возрождения в целом татарской нации с национальной характеристикой личности -- "татары". Оба эти процесса, будучи взаимодополняющими, судьбоносны для татарского народа.
В мае 1992 г. в Казани собрались представители общественно-политических и национально-культурных организаций татар, русских, чуваш, мари, мордвы, удмуртов, евреев, немцев и других национальностей, чтобы обсудить общереспубликанские и частные национально-культурные проблемы, наметить пути их решения. Съезд определил направления укрепления межнационального доверия и гражданского согласия в РТ, одобрил политику укрепления государственного суверенитета республики, высказался за развитие равноправных связей с Россией и входящими в нее республиками и областями, со странами ближнего и дальнего зарубежья. Было принято решение образовать Ассоциацию национально-культурных обществ (АНКО) РТ. Учитывалось и то, что республика является многоконфессиональной страной. Представители конфессий, прежде всего мусульманского и православного духовенства, высказались за развитие веротерпимости и укрепление гражданского согласия.
Национально-культурные общества и конфессиональные учреждения получили материальную базу для своей деятельности. Конфессиям были возвращены их молельные дома. Национальным обществам было выделено эфирное время на телевидении и радио. В августе 1993 г. началось издание еженедельной газеты "Сувар" на чувашском языке.
В начале февраля 1992 г. в Казани проходил Всетатарский съезд представителей семимиллионной татарской нации. В его работе участвовали более 800 делегатов из Татарстана и областей компактного проживания татарского населения России и других стран СНГ. Основная дискуссия шла по вопросам о статусе РТ, возрождении татарского национального языка, татарском национальном просвещении и культуре. Единодушно был поддержан государственный суверенитет Татарстана. Было высказано мнение о необходимости специального национального органа для координации процессов возрождения социокультурной жизни татарского населения, проживающего за пределами РТ.
Двуаспектность татарского национального движения (содействие становлению татарской национальной государственности и обеспечение социокультурного возрождения татарской нации в целом) довольно четко была выражена на Всемирном конгрессе татар, проходившем в июне 1992 г. в Казани. Открыл заседание конгресса 19 июня премьер-министр Татарстана Мухаммад Сабиров. Приехали на конгресс представители татарского народа из Башкортостана, Узбекистана, Казахстана, Тюменской области, с Урала, Поволжья, из Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, из дальнего зарубежья -- США, Турции, Финляндии, Германии, Польши, Японии, Австралии, Китая, Швеции, Норвегии, Румынии. Конгресс создал Исполнительный Комитет с местопребыванием в городе Казани. Председателем Исполкома был избран профессор И.Р. Тагиров. Исполкому, признанному международной организацией, предстояло работать, взаимодействуя с органами власти Татарстана, не подменяя их. Главными среди функций Исполкома были объявлены "всестороннее содействие социально-экономическому, национально-культурному и политическому развитию Республики Татарстан", "посредническая деятельность по разрешению татарских этно-ре-гиональных проблем на основе соблюдения общедемократических норм, по удовлетворению духовных потребностей татар, проживающих за пределами Татарстана".
Конгресс обратился к народам и государствам мира, Организации Объединенных Наций с просьбой признать Республику Татарстан суверенным государством. В обращении ко всем представителям татарского народа в мире содержался призыв "объединить свои усилия вокруг гуманных идей культурно-национального возрождения нации, демократического становления и развития государственности Республики Татарстан".
Принятие Конституции Республики Татарстан. К разработке Конституции Татарстана были привлечены авторитетные специалисты казанской школы права, облеченные доверием народа татар-станс-кие политики, деятели науки и культуры, а также международные эксперты из дальнего зарубежья. Конституция должна была исходить из исторического опыта национального государства поволжских тюрко-татар (булгаро-татар) IX--XVI вв. и Татарской автономной республики, отображать политические и социально-экономические реалии, сложившиеся в Татарстане в 90-х годах в связи с принятием Декларации о государственном суверенитете, учитывать тенденцию трансформации российского унитарного государства в договорно-конституцион-ную федерацию.
В ходе подготовки проекта Конституции татарстанцы продолжали поддерживать основные принципы государственного становления Татарстана: суверенитет и собственный статус в составе Российской Федерации. Попытка федерального центра оказать давление на Татарстан вызвала ответную реакцию. Татарстанцы не стали участвовать в выборах президента Российской Федерации. Б.Н. Ельцину не удалось взять в Татарстане 25-процентный барьер явки избирателей на выборы. Твердая решимость Татарстана войти в семью цивилизованных стран, имея правовое государство и современное гражданское общество, была широко поддержана татарами, проживавшими за пределами республики. Принципиальная политика Татарстана, нацеленная на то, чтобы правовым путем отстаивать свою независимость и в то же время сохранять партнерско-дружеские отношения с Россией, с русским народом, обретала поддержку также среди демократической общественности России. К демократическому опыту Татарстана приглядывались другие республики Российской Федерации. Начался процесс узнавания и поддержки Татарстана в зарубежном мире.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67