Рефераты. История Татарстана с древнейших времен до наших дней

p align="left">Опубликованный в печати проект Конституции с интересом обсуждался в республике и за ее пределами. В центре дискуссии оказались, как и предполагалось, вопросы о суверенитете республики, отношении республики с федеральным центром, собственности и рыночного хозяйства, о правах и свободах личности, межнациональных и межконфессиональных отношениях, гражданстве, языках и т.д. Общая идея национального освобождения и конкретные проблемы национального возрождения, обсуждавшиеся ранее в среде демократического общественного движения в качестве целей, превратились в конкретные меры практической реализации. Суверенитет, например, воспринимался как состояние, когда люди сами должны создавать себе достойные условия жизни и отстаивать свое право пользоваться результатами своего труда при честном участии в государственных расходах республиканского и федерального уровней.

Успешно прошел проект Конституции международную правовую экспертизу, подтвердившую его соответствие международным демократическим стандартам. Уважая результаты народного голосования об основных параметрах государственного суверенитета Республики Татарстан (референдум 21 марта), Верховный Совет Республики 6 ноября 1992 г. единогласно принял Конституцию Татарстана. Татарстан в прошлом имел опыт Конституции автономной республики. Теперь речь шла о Конституции суверенной Республики Татарстан, выразившей желание добровольно войти в состав Российской Федерации со своим новым статусом, в качестве ее самостоятельного равноправного субъекта.

Статья 1 Конституции гласит: "Республика Татарстан -- суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики...

Суверенитет и полномочия государства исходят от народа. Государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан".

Определяя Республику Татарстан как правовое государство, Конституция установила разделение законодательной (в лице Государственного Совета), исполнительной (в лице Кабинета Министров) и судебной (в лице Верховного Суда) властей. В Конституции оговариваются верховенство законов РТ на всей ее территории, если они не противоречат международным обязательствам (ст.59), и приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над законами РТ (ст. 62).

Сущность и форма взаимоотношений РТ с РФ определены в ст. 61: "Республика Татарстан -- суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией -- Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения". Конституция объявила, что РТ имеет свое гражданство. Отношения гражданина и государства основываются на приоритете прав человека -- высшей социальной ценности. В своих отношениях гражданин и государство взаимно ответственны. За гражданами республики закрепляется вся полнота личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод, включая и национальные права и свободы. Оговаривается также обязанность граждан РТ соблюдать Конституцию и законы РТ.

Согласно Конституции, экономическая система республики должна обеспечивать ее хозяйственную самостоятельность. Общенародным достоянием Татарстана объявлены земля, ее недра, водные и другие природные ресурсы, животный и растительный мир, средства государственного бюджета, активы государственных банков, а также культурные и исторические ценности и другое имущество на территории республики. Предусматривается развитие в республике экономических отношений, строящихся на социальном партнерстве между гражданами и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем. Экономические реформы должны привести к становлению в республике социального рыночного хозяйства с разнообразием форм собственности (частной, государственной и коммунальной, собственности местного самоуправления, собственности общественных организаций) и равными условиями их правовой защиты. За государством закрепляется функция регулирования хозяйственной деятельности в интересах общества.

Глава 11 Конституции дает толкование института президентства, который занимает особое место в системе государственной власти. Президент республики -- глава государства, высшее должностное лицо, гарант прав и свобод личности, государственного суверенитета, соблюдения Конституции и законов республики, а также международных договоров Республики Татарстан. Столицей РТ объявлен город Казань. Утвержден Государственный флаг, о котором поэт Ринат Харис писал:

Яшелле -- аклы -- кзыллы

Туган идем элэме

Кул изэгэндэй жилфердэп

Ул доньяны сэлэмли1.

Зелено-бело-красный моей родины флаг шлет, развеваясь на ветру, миру свой привет.

Государственный герб РТ представляет собой изображение крылатого белого барса с круглым щитом на боку. Щит -- символ защиты. Символа нападения в гербе нет.

Конституция является актом высшей юридической силы республики. С принятием Конституции завершается внутриреспубликан-ский процесс провозглашения суверенитета РТ и его законодательное закрепление. Предстояло решить проблему признания суверенитета РТ прежде всего со стороны Российской Федерации.

Татарстан в Конституционном собрании РФ. Принятие демократической Конституции значительно укрепило социально-политическую стабильность в Татарстане. Были подтверждены полномочия Президента республики, Верховного Совета и правительства заключить с Российской Федерацией межгосударственный договор на взаимоприемлемых условиях: Россия признает суверенитет Татарстана, Татарстан добровольно делегирует федеральному центру часть предметов и полномочий государственного ведения. Органы власти республики заявили, что Татарстан идет на переговоры с Россией с добрыми намерениями -- признает и уважает интересы России, отстаивает суверенные права своего народа, заботится о становлении новой федерации, основанной на добровольном и равноправном сотрудничестве входящих в нее республик. Выступая на съезде народных депутатов России, председатель Верховного Созета Татарстана Фарид Мухаметшин за-. явил: "Нами движет не сепаратизм, а поиск качественно новых, отвечающих велению времени форм взаимодействия и взаимоотношений, не намерение отделиться, а стремление защитить законные права и интересы народов Татарстана".

Для России 1993 г. оказался менее благоприятным для переговоров с Татарстаном. Финансово-экономический обвал 1992 г. и усилившееся с осени противостояние между законодательной и исполнительной властью РФ ртвлекли внимание президента Ельцина. В целях укрепления своих позиций он взялся за подготовку новой Конституции РФ и формирование на этой основе парламента. В Москве было созвано Конституционное собрание. Участвуя в работе Конституционного собрания, делегация Татарстана во главе с Минтимером Шай-миевым поддержала предложение демократического крыла собрания о конституционном признании суверенитета республик. Для самого Татарстана наиболее важными были два вопроса: закрепление в Конституции РФ положения о суверенитете Татарстана и отражение в ней особого статуса Татарстана в Российской Федерации согласно татар-станской Конституции и Российско-Татарстанскому договору.

Соответствующие предложения, изложенные в выступлениях Минтимера Шаймиева и вице-президента Татарстана Василия Лихачева, были поддержаны представителями республик. Большинство же членов собрания настояло на тезисе "единая страна Россия, единое российское государство". Конституционное собрание вообще отказалось от формулы "суверенная республика", зафиксированной в "Федеративном договоре". В знак протеста делегация Татарстана покинула Конституционное собрание и сняла с себя ответственность за принимаемые на нем решения. Протест этот был одобрен татарстанцами и татарским населением, проживающим за пределами республики. В интервью корреспонденту "Интерфакс" Василий Лихачев отметил ряд положений, принятых Конституционным собранием, которые ущемляли интересы республик. "Кроме того, -- сказал он, -- право народов на самоопределение не обозначено как принцип построения федерации, что вызывает, мягко говоря, некоторое недоумение".

Федеральному центру не удалось изолировать Татарстан. Возник феномен "Татарстанская инициатива", завоевавший симпатии в России и за рубежом. 6--8 сентября 1993 г. в Казани прошла международная конференция на тему "Федерализм: глобальные и российские измерения" с участием ученых и политиков-практиков Татарстана, национальных республик, Москвы, правоведов из США, Испании, Индии. Основная дискуссия развернулась вокруг вопроса: "Как строить федерацию?" Официальные лица из федерального центра отстаивали тезис: "Строить федерацию следует "сверху", привлекая к этому делу представителей регионов". Иначе это называется разграничением полномочий и предметов ведения между федеральным центром и республиками. Большинство же участников конференции высказалось за строительство федерации "снизу" по формуле: "Федеральный центр должен иметь столько прав и полномочий, сколько ему делегируют субъекты федерации". Иначе это называется делегированием предметов ведения и полномочий республикой федеральному центру. В заключительном документе конференции дискуссия была подытожена так: "В соответствии с принципами субсидарности именно народам, самоопределяющимся в форме государств-республик, -- и определять характер федерации".

Конференция поддержала избранную Татарстаном форму взаимоотношений с Россией. В заключительном документе конференции говорилось: "...Положения статьи 61 Конституции Республики Татарстан об определении Татарстана как суверенного государства, являющегося субъектом международного права, ассоциированным с Российской Федерацией -- Россией на основе договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения, не противоречат Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, принципам и нормам международного права".

Федеральный центр продолжал упорствовать, на заключение предлагаемого Татарстаном договора не шел. Российско-Татарстанские отношения продолжали обостряться. На 12 декабря Федеральный центр назначил общероссийское голосование по поводу принятия Конституции Российской Федерации, в которой игнорировалось принципиальное мнение Татарстана. В ответ татарстанцы на голосование не явились. В начале 1994 г. в Татарстане были объявлены не состоявшимися из-за неявки избирателей выборы в новый парламент РФ - Совет Федерации и Государственную думу. Татарстан оказался не представленным в новом парламенте РФ. Фактически получалось, что федеральный центр, отказываясь считаться с волеизъявлением татарстанцев -- татар, русских и других национальностей, оставлял республику вне федерации.

Татарстанско-Российский Договор. Неопределенность российс-ко-татарстанских отношений тревожила обе стороны. После принятия в России новой Конституции, узаконившей президентскую республику, Б.Н. Ельцин смягчил свою позицию по отношению к Татарстану, стал дистанцироваться от тех сил, которые настраивали его быть непримиримым. Вяло протекавший татарстанско-российский переговорный процесс с согласия сторон получил новый импульс. Повторные выборы в парламент Российской Федерации от Татарстана состоялись 13 марта. Все 9 депутатов (2 -- в Совет Федерации, 7 -- в Думу) были избраны.

Подготовка Российско-Татарстанского Договора к подписанию проходила в духе компромиссов. Делегация Татарстана не стала настаивать на формуле, что Договор этот есть соглашение двух суверенных государств, субъектов международного права. Вместо формулы "Российская Федерация и Республика Татарстан объединены (ассоциированы) на основе настоящего Договора" была принята формула, гласящая, что Республика Татарстан как государство объединяется с Российской Федерацией, что объединение это происходит на базе не только Конституции РФ, но и Конституции Татарстана, а также данного Договора. Компромисс был заметен и в самом названии Договора. Стороны отошли от формулы Федеративного Договора "О разграничении предметов ведения и полномочий" и от формулы первоначального татарстанс-кого варианта Договора "О взаимном делегировании предметов ведения и полномочий". Окончательный вариант звучал так: Договор Российской Федерации И Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан". По объему предметов ведения и полномочий, предоставляемых Татарстану, Договор оказался более демократичным по сравнению с Федеративным договором и Конституцией РФ. В Договоре подтверждено исключительное право РТ самой распоряжаться достоянием и собственностью народа Татарстана, устанавливать систему государственных органов РТ, порядок их организации и деятельности; предусмотрено разграничение федеральных и республиканских (РТ) налогов, которые соответственно устанавливаются и взимаются федеральными и республиканскими (РТ) орга-. нами; признано гражданство РТ; зафиксировано право РТ иметь национальный банк, осуществлять помилование лиц, осужденных судами РТ; заключать соглашения с другими субъектами Федерации. Договор предоставляет Татарстану полномочия в области заключения внешнеэкономических и культурных соглашений, участия в деятельности неправительственных международных организаций. Все эти и подобные полномочия в демократических федерациях мира уже реализованы и не являются необычными для международной практики. Для Российской Федерации все это было новым.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.