Рефераты. История Татарстана с древнейших времен до наших дней

p align="left">на 8,1%).

Централизованная планово-распределительная система, принятая Союзным центром для экономического взаимодействия с областями и автономиями, фактически лишала республику своего бюджета. Оказался упраздненным еще одни атрибут автономии. Все доходы республики шли в Союзную и Российскую республиканскую казну. Центральная власть ежегодно при утверждении государственного бюджета определяла размеры бюджета Татарстана. Съезд Советов Татарстана, в свою очередь, принимал его без особых изменений. Бюджет этот не отражал фактические финансовые возможности республики. Центр обращался с республикой как с одним из доноров Союзного государства, что сильно сдерживало ее социально-культурное развитие, служило причиной сравнительно низкого уровня материального обеспечения

населения.

Принятие Конституции ТАССР. 25 июня 1937 г. XI Чрезвычайный Съезд Советов Татарстана утвердил Конституцию ТАССР, составленную на базе Конституций Советского Союза и Российской Федерации, которые, в свою очередь, были приняты в 1936 и 1937 гг. К этому времени завершился второй этап развития Татарской автономной республики. Итоги первого этапа были подведены в дни пятилетия республики в 1925 г. Это был этап становления Татарской АССР на основе компромисса, достигнутого между татарским национальным движением и властями Союза. На втором этапе, особенно с 1929 г., произошла деформация татарской национальной автономии. После запрещения татарского национального движения Татарстан оказался беззащитным перед коммунистическим абсолютизмом.

По переписи населения 1939 г. население Татарстана составило 2915,3 тыс. человек. Мужчины составляли 46, 6%, женщины 53, 4%. В городах проживал 21% населения. На 1 января 1940 г. в республике было: районов -- 63, городов и рабочих поселков - 21, сельсоветов -- 1683, сельских населенных пунктов -- 4502. Доля татарского населения уменьшилась по сравнению с 1920 г. на 2,2% и составляла 48,8%.

Татарстан стал важной промышленной базой Советского Союза. По официальным данным, в Татарстане в 1938 г. действовало 14 932 промышленных предприятия. Среднегодовое число рабочих в них составило (без работающих на дому) 110 618 человек. В крупной промышленности республики работало 32 тыс. рабочих-татар, составляя 37,4 % всех рабочих этой отрасли. Было произведено продукции на 948 426 тыс. руб. в ценах 1926/27 гг. Кустари (кооперированные и не кооперированные) составляли 2,2% населения. Татарстан являлся устойчивым поставщиком сельскохозяйственной продукции в Союзный фонд. В 1939 г. эта продукция производилась в государственных (53 совхоза) и государственно-кооперативных (3 893 колхоза) хозяйствах. Единолично вели свое хозяйство 5,4% крестьянских дворов.

Сама Конституция, принятая в 1937 г., скорее, была идеологическим документом; чем Основным Законом. В ней пространно были описаны изменения, произошедшие в Татарстане в результате построения социалистического общества. Констатировалось, что в экономике республики ликвидирована частная собственность, ее место занял социалистический (государственный) сектор; что общество в Татарстане состоит из двух дружественных классов - рабочих и крестьян; что отныне в республике вводится новая избирательная система, обеспечивающая всеобщее избирательное право и тайное голосование. В Конституции торжественно провозглашались права и свободы граждан -- право на труд, на отдых, образование, свобода слова, печати.

В качестве законодательного органа республики Конституция утвердила Верховный Совет во главе с Президиумом. В июне 1938 г. на I сессии Верховного Совета председателем Президиума Верховного Совета Республики избирается Г.А. Динмухамедов. Органами государственной власти в районах, городах, поселках, селах, деревнях провозглашаются Советы депутатов трудящихся. Одновременно Конституция закрепляет фактически установившееся положение о подчиненности органов государственной власти соответствующим комитетам ВКП(б) -- обкому, горкому, райкому. Специальная статья Конституции гласила, что Коммунистическая партия представляет собой "руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных". В качестве герба Республики принимается герб Российской Федерации, где под надписью "РСФСР" буквами меньшего размера помещалась надпись "Татарстан АССР". Государственным флагом Татарстана был утвержден флаг РСФСР с дополнительной надцисью "ТАССР".

Установившееся в СССР расхождение слова и дела сохранилось и после принятия новых конституций, в том числе и Конституции Татарстана. Несмотря на торжественное провозглашение прав и свобод граждан, в том числе и права на объединение в общественные организации, право на национальные общественные организации восстановлено не было. Татары могли участвовать в "интернациональных" общественных и иных организациях трудящихся. Под запретом оставалось и татарское национальное движение. Татары могли участвовать только в "интернациональном" коммунистическом движении. Сохранилась практика "классового очищения" татарского общества. Принятие Конституции не остановило беззакония властей. Последовавшие репрессии оказались не менее жестокими.

Положение в национальной культуре. В 30-е годы господствующее положение в советской идеологии занял миф о двух национальных культурах: культуре прошлого -- буржуазно-националистической культуре, и культуре будущего -- интернациональной культуре трудящихся, названной социалистической культурой. Советская политика, основанная на этом мифе, принесла татарской национальной культуре (национальному образованию и науке, национальной культуре и искусству) новые испытания. Татарскому обществу была навязана кампания избавления татарской национальности от ее "реакционного" прошлого. В качестве национального атрибута культуры рекомендовалось сохранить татарский язык. Само же духовное наследие (науки, культуры, искусства) периода независимого Татарстана было объявлено исламско-реакционным, феодально-байским и изъято. Национально-культурное наследие периода вхождения Татарстана в состав Российской Империи искусственно отрывалось от ее предшествовавших истоков и делилось на две части: на культуру имущих классов, созданную в исламских медресе (III. Марджани и др.), и культуру демократическую, созданную татарскими деятелями культуры, работавшими в русских учебных заведениях (Халфины и др.) или творившими в сотрудничестве с русскими демократами (Каюм Насыри и др.), а позже с русскими социал-демократами большевистского направления (Гафур Кулахметов и др.). Культурное наследие, отнесенное к творчеству имущих классов, было названо исламско-националистическим и запрещено. Татарский народ на определенное время был лишен возможности свободно пользоваться богатством своего культурного наследия. Официальная советская политика отнбсила татарский народ к числу ранее отсталых. В обывательской среде утверждалось ложное представление о том, что якобы татары до Советской власти не имели даже собственной системы образования.

Миф этот не привился. Попытка советской власти начать строительство татарской национальной культуры с чистого листа провалилась. Принципиально в защиту единства татарской национальной культуры стали все ее видные деятели. Галимджан Ибрагимов, Хади Атласи, многие другие выступили против отделения татарского народа от его более чем тысячелетнего богатого культурного наследия. К великому огорчению, за такое выступление они поплатились жизнью. Были обвинены в национализме и репрессированы многие другие деятели татарской национальной культуры. Сама же национальная культура была , спасена, сохранено ее историческое единство.

В 30-х гг. особенно наглядно проявилось значение наличия государственной крыши для развития национальной культуры. Несмотря на деформации татарской национальной автономии в политической и экономической областях, эта автономия обеспечила тогда развитие тех позитивных тенденций, которые наметились в татарской национальной культуре в 20-х гг. Высокие достижения татарской национальной культуры начала XX в. были сохранены. Более того, система образования, художественная литература, театр, музыка, изобразительное искусство поднялись на более высокую ступень.

Официальная статистика Татарстана подвела итоги развития национальной культуры в республике (без учета татарских регионов, не вошедших в нее) в 1940 г., когда отмечалось двадцатилетие автономии. В 1939/40 учебном году в Татарстане работало 3694 начальных, неполных средних и средних школ с охватом учащихся 577 тыс. детей школьного возраста. Из них дети-татары составляли 281 тыс. (49,5%). Параллельно действовала сеть школ для взрослых. Число татар-учителей составило 10 607 человек. В 1939/40 учебном году в республике было 14 вузов, в них обучались 11 тыс. студентов, в том числе более 1900 студентов-татар (17,2%). В техникумах и других средних специальных заведениях из всего количества студентов (13 393) татар было 5839 человек (43,6%).

В 30-х годах формируется довольно большая группа молодых талантов в татарской национальной среде, которая в последующие годы, пополняясь, вышла на первые позиции в литературном мире Советского Союза. Среди них были Наки Исанбет, еще в 1925 г. приветствовавший пятилетие республики своим первым сборником стихов "Набат" и ставший одним из ведущих татарских драматургов. В эти же годы формировался творческий почерк Кави Наджми, Тази Гиззата, Гумара Тулумбая, Аделя Кутуя, Хасана Туфана, Ахмада Файзи, Шай-хи Маннура, Мирсая Амира, Ахмада Исхака, Мусы Джалиля, Сибгата Хакима. Они были выходцами из среды татарского общества не только ТАССР, но и Нижнего Новгорода, Саратова, Уфы, Оренбурга и других районов. Объединявший их Союз писателей Татарстана был создан в 1934 г. и работал под крышей татарской автономии.

Успех их определялся тем, что они оставались верными татарской национальной традиции. Себя они воспринимали в качестве носителей традиций национальной татарской культуры от Кул Гали до Габдуллы Тукая. Вдохновлены были они перспективой развития татарской национальной государственности. Примером служения нации для них стали образы не сломленного жестокостями революции и советскими репрессиями старшего поколения писателей от Гаяза Ис-хаки до Галимджана Ибрагимова.

С образованием ТАССР в Казани появился Татарский государственный академический театр, получивший имя Галиасгара Камала. Театр стал достойным наследником татарского национального искусства начала XX в. В 1926 г. было торжественно отмечено двадцатилетие современного профессионального татарского театрального искусства. Тогда же высокое звание заслуженного артиста Татарской АССР получили Касим Шамиль, Мухтар Мутин, Сахибджамал Гиззатулли-на-Волжская, Карим Тинчурин, Бари Тарханов, Зайни Султанов. В 30-е годы в татарское театральное искусство пришло прославившее его в последующие годы новое талантливое поколение в лице Камала III, Марьям Рахманкуловой, Фахри Насреддинова, Фоата Хакимова, Муннры Булатовой и др.

Татарское государственное покровительство вывело на современный уровень татарскую национальную музыку. В 1925 г., к пятилетию ТАССР, в Казани состоялась премьера татарской оперы "Сания", написанной композиторами Василием Виноградовым, Султаном Габэ-ши, Газизом Альмухамедовым. Главные партии пели С. Айдаров, Г. Кайбицкая, М. Рахманкулова. В 30-х годах достигло расцвета творчество целой плеяды талантливых татарских композиторов. Одним из них стал Салих Сайдашев (1900--1954) -- композитор, пианист, дирижер, общественный деятель. Джамал Садрижиганов сравнивал С. Сай-дашева в музыке с Габдуллой Тукаем в поэзии. Считавший себя учеником композитора Загидуллы Яруллина, организовавшего э 1914 г. татарский струнный оркестр, С. Сайдашев олицетворял живую связь татарской национальной музыки двух эпох -- дореволюционной и послереволюционной. Массовые татарские песни, произведения для симфонического оркестра, опера "Наемщик" снискали С. Сайдашеву искреннюю любовь всего народа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.