Активизировалась работа крупных машиностроительных предприятий, производящих конкурентоспособную продукцию (тяжелые грузовики, вертолеты, самолеты и авиадвигатели, компрессоры и нефте-, газоперекачивающее оборудование, речные и морские суда, гамму легковых автомобилей), а также развилось электро- и радиоприборостроение. Доля грузовиков КамАЗ на российском рынке новых автомобилей тяжелого класса достигала 52% (или 17,5% от общего числа грузовых автомобилей). Республиканскими предприятиями нефтехимической промышленности выпускается около трети российского производства полиэтилена, синтетического каучука.
В промышленности по итогам только 2007 г. объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами достиг 743,2 млрд. руб. Индекс промышленного производства составил 108,8% к уровню 2006 г. Причем 48% общего прироста промышленной продукции обеспечено нефтедобывающими и нефтехимическими производствами, 44% -- за счет производства транспортных средств и 7% -- за счет добычи нефти. 2007 год стал наиболее успешным для экономики Республики Татарстан за все перестроечные годы.
Резко усилились темпы роста сельскохозяйственного производства. Республика Татарстан, имея 2,1% сельхозугодий России, производит 4,7% общего объема ее сельскохозяйственной продукции. Татарстан является крупнейшим производителем зерна, мяса, молока, яиц. Агропромышленный комплекс в Татарстане считается приоритетной отраслью и пользуется государственной поддержкой.
Значимым для республики шагом стало принятие экономически перспективных долгосрочных программ. Такой программный подход стал рассматриваться в республике как новая модель экономического роста. Программные целевые подходы использовались и раньше, но тогда была труднопрогнозируемая ситуация в экономике, еще не устоялись рыночные институты, поэтому программы носили более расплывчатый характер. Хотя концептуально некоторые из них имели существенное значение -- по крайней мере, в понимании того, как создавать конкурентоспособную рыночную экономику. Например, пятилетняя программа, принятая в республике в 1999 г., опередила российские подходы на год-полтора. Были приняты программы социально-экономического развития Татарстана, программа развития топливно-энергетического комплекса, программа энергосбережения, реформа ЖКХ, программа развития малого бизнеса, программа развития транспортного комплекса и другие. Так, Программа развития транспортного комплекса Татарстана, рассчитанная до 2020 г., предполагает совершенствование инфраструктуры республики. В этой программе рассматривается транспортный комплекс в целом, с перспективой оптимизации его структуры. Если раньше преобладали железнодорожные перевозки, то теперь по динамике автомобильный транспорт опережает все другие виды перевозки. Проблема дорожного строительства становится одной из ключевых. Главным в новой модели экономического роста Республики Татарстан остается формирование демократического государственного устройства с высокими стандартами качества жизни, опирающееся на гражданское общество и динамично развивающуюся многоотраслевую экономику, органично интегрированную в общероссийскую и мировую экономические системы. В своей новой экономической политике Татарстан опирается на такие конкурентные преимущества республики, как высокотехнологичные химические и нефтехимические комплексы, авиа- и автомобилестроение, компрессоро- и приборостроение, развитые транспортные коммуникации, высокоинтеллектуальный кадровый потенциал, мощную образовательную систему, эффективную систему управления и даже удачное географическое расположение. Были определены три ключевых фактора развития. Первый -- формирование современной инфраструктуры -- информационной, транспортной, складской и производственной логистики. Второй -- поддержка талантов и увеличение инвестиций в сферу новых знаний и технологий для формирования основ инновационной экономики. Третий -- обеспечение экологического и социального комфорта, укрепление духовного и физического
здоровья.
Большое внимание уделяется информационным и телекоммуникационным технологиям. В Татарстане созданы реальные предпосылки для формирования информационного общества путем объединения органов государственной власти, организаций и населения в единое информационное пространство. Разработаны и реализуются нормативные документы в области информатизации и связи: Указ Президента Республики Татарстан "Об основах государственной политики Республики Татарстан в области информатизации и связи на 2003--2007 годы"; закон "Об информационных ресурсах и информатизации Республики Татарстан"; распоряжение Кабинета министров "О создании государственной интегрированной системы телекоммуникаций для нужд органов государственной, власти РТ, научно-образовательных учреждений и учреждений бюджетной сферы", "О мерах по обеспечению информационной безопасности РТ", "О создании системы электронного делопроизводства органов государственной власти Республики". В 2004 г. внедрены технологии "электронного правительства". В этом же году в Татарстане в рамках Федеральной централизованной программы "Дети России" реализован проект по подключению 1315 школ республики (или 81,5% от общего числа основных средних общеобразовательных школ) к сети Интернет. Разработана "Комплексная программа развития информатизации Республики Татарстан (2005--2010 гг.)".. С целью создания эффективной системы обеспечения условий для использования инфокоммуникаций в ключевых сферах социально-экономического и культурного развития республики 2 сентября 2004 г. Кабинет министров РТ и компания Intel подписали протокол о принципах взаимодействия и намерениях, который предусматривал возможность реализации программ в поддержку деятельности правительства республики по развитию инфоком-муникационных ресурсов и реализации инновационных проектов. Это было первое соглашение подобного рода между Intel и отдельно взятым субъектом РФ. Интеграция с ведущими корпорациями мирового уровня повышала конкурентоспособность республиканской экономики, наращивала интеллектуальную часть собственного потенциала.
Наука, образование и культура. В период радикальных преобразований в экономической и политической системах Республики Татарстан задачей научной, образовательной и культурной политики было сохранение наследия и дальнейшее его развитие. Республика обладает значительным научным потенциалом. Авторитет казанских ученых в области математики, механики, физики, химии, биологии, лингвистики и других научных направлений признан во всем мире. В последние десятилетия возникли новые научные школы и направления по проблемам нефтехимии, нефтедобычи, вычислительной техники и информатики, микроэлектроники, нанотехнологиям и другим областям науки. Важным шагом в расширении научного потенциала Республики Татарстан стало создание собственной Академии наук, первым президентом которого был избран профессор М.Х. Хасанов. Академия наук Татарстана сразу же вышла на мировую арену, завязав тесные взаимоотношения с научными учреждениями стран СНГ и дальнего зарубежья. К 2008 г. в республике действовало 10 академических институтов Академии наук Республики Татарстан. Активно продолжал свою работу и Казанский научный центр Российской Академии наук со своими отраслевыми научно-исследовательскими институтами. В Татарстане активно продолжают работать 80 отраслевых НИИ, конструкторские и проектные бюро. Успешно функционируют ОАО инновационно-производственный технопарк "Идея", технологические площадки, бизнес-инкубаторы и другие организации. В научных организациях работает свыше 15 тыс. научных сотрудников, в том числе 37 академиков, 69 членов-корреспондентов АНТ, РАН, отраслевых академий, около 800 докторов и более 8 тыс. кандидатов наук. Ведется подготовка научных кадров (три тысячи аспирантов и более 100 докторантов). Подобная мощная научная база дает возможность республике быть научным центром России. В Татарстане регулярно проводятся всероссийские и международные научные конференции и симпозиумы. В память о выдающихся ученых, работавших на земле Татарстана, учрежден ряд престижных международных премий, среди них Международная премия имени Е.К. Завойского, Международная премия имени Н.И. Лобачевского, Международная Арбузовская премия в области фосфорорганической химии. Ученым республики присуждаются также государственные премии Республики Татарстан в области науки и техники, научные гранты и премии молодым ученым.
Столица Республики Татарстан --Казань -- считается вузовским городом. В 33 вузах (среди которых -- старейший в России Казанский государственный университет (в 2004 г. ему исполнилось 200 лет) и 50 филиалах в Республике Татарстан обучается 225 тыс. студентов. По праву Казань в июне 2008 г. была избрана столицей Универсиады-2013 по результатам голосования в Международной федерации студенческого спорта (FISU) в Брюсселе. Соперниками российской Казани были испанский город Виго и южнокорейский Кванджу. Казань одержала убедительную победу -- за столицу Татарстана отдали свои голоса 20 из 27 членов исполкома FISU. В России Универсиада за всю ее историю (с 1923 г.) проводились лишь один раз -- летом 1973 г. в Москве. Универсиада пройдет в Казани в конце июля -- августе 2013 г. Учитывая, что Универсиада -- всемирные студенческие спортивные соревнования, вторые по массовости после Олимпийских игр, премьер-министр РФ В.В. Путин распорядился образовать организационный комитет по подготовке и проведению 27-й Всемирной летней универсиады 2013 года в Казани и утвердил его состав.
При составлении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005--2010 гг. был включен раздел "Расширение участия общества в управлении качеством образования", где предусматривалось создание системы попечительских советов образовательных учреждений, призванных усилить внимание представителей сообщества к проблемам развития образования, обеспечить приток в образовательные учреждения дополнительных финансовых, материальных, кадровых ресурсов и их эффективное использование, а также общественный контроль над администрацией. Одним из первых Попечительский совет был создан в Казанском государственном техническом университете им. А.Н. Туполева, возглавил его тогда генеральный директор крупнейшего моторостроительного предприятия (КМПО) А.Ф. Павлов, заместителем был назначен ректор университета академик Г.Л. Дегтярев. В его состав вошли директора крупнейших предприятий города Казани, руководители бизнес-структур, ученые. Ныне Попечительский совет возглавляет первый заместитель премьер-министра Республики Татарстан Б.П. Павлов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67