Рефераты. История Татарстана с древнейших времен до наших дней

p align="left">С приходом к власти Фикрата Табеева наступила своеобразная стабилизация государственного аппарата автономной республики на уровне административно-территориального органа центра. Государственные структуры республики, укомплектованные ортодоксальными партийными кадрами, преимущественно из числа русских, работали прежде всего в режиме исполнителей воли центра. Оправдывая доверие центра, они добивались точного выполнения в республике всех предписаний относительно работы союзных и российских промышленных предприятий, а также по строительству таких же новых предприятий. Усердно руководили они колхозным и совхозным производством, добиваясь выполнения плана сдачи государству сельхозпродукции. Сам Фикрат Табеев пользовался исключительным доверием в союзной и российской структурах власти.

Второй, не менее важной частью своей деятельности, государственная структура республики считала служение народу республики. Служба эта состояла из двух частей. Во-первых, она осуществляла контроль над распределением среди рабочих, колхозников и служащих тех товаров первой необходимости, жилья, социальных и культурных благ, которые отпускались республике союзным распределительным центром. Во-вторых, государственная структура республики, хотя и была низведена центром до уровня территориальной администрации, старалась выглядеть как орган татарской национальной государственности, проявлять заботу о татарской национальной культуре, защищать и поощрять ее деятелей. Не стало громких разоблачений с обвинениями в национализме. Смягчилась цензура в вопросах возвращения народу его дореволюционного культурного наследия. В 1955--1960 гг. появилось двухтомное изложение истории татарского народа с древнейших времен под общим названием "История Татарской АССР". Стало возможным официальное употребление понятия "Татарстан" (Татария) в отношении дореволюционной истории татарского народа.

Власти строго следили за тем, чтобы в числе возвращаемого культурного наследия не было того, что официально запрещено в решениях центра, например, народного эпоса "Идегей", пересмотра оценок Золотой Орды, реабилитации исламских деятелей и деятелей татарского национального движения, оказавшихся в годы гражданской войны на стороне Белой гвардии. Особую заботу властей составляло соблюдение официально обязательного во всем Советском Союзе обращения к русскому народу как к "старшему брату", а к коммунистической партии -- как к "руководящей и направляющей" силе общества.

Государственные деятели Татарстана в эти годы (команда Фикра-та Табеева, в том числе председатель Совета Министров А. Абдуразя-ков, председатель Президиума Верховного Совета С. Батыев), вероятно, считали, что служат татарской нации в пределах возможного. Во всяком случае, они не отказались официально от классовой идеи коммунистов, не стали носителями идей подлинного национального возрождения.

Носители идей национального возрождения. Идеи национального возрождения, постоянно присутствовавшие в той или иной форме в татарском народе, в послевоенные годы стали для масс особенно привлекательными, Причин для этого было достаточно. Все больше теряла смысл идея классовой солидарности, расколовшая общество, духовно обеднившая его, отняв львиную долю исторического наследия. К тому же классовая идея не привела к материальному достатку. Немалым было значение примера национально-государственной консолидации народов, ранее лишенных своей государственности в ряде регионов мира.

Идеи национального возрождения были достойно оценены демократически настроенной частью татарского общества, прежде всего татарской национальной интеллигенцией. Научная интеллигенция, писательские круги начинают постепенно, в рамках закона, превращать желание национального возрождения в практические дела. В частности, они явочным порядком возвращали народу имена тех национальных деятелей, которые оставались в запретном списке. В одном случае власти республики соглашались с этим, как это было с реабилитацией Галимджана Ибрагимова в капитальном труде академика М.Х. Хасанова (1969). В другом случае, когда, например, И.З. Нурул-лин выступил с инициативой вернуть народу имя Гаяза Исхаки, власти пытались воспрепятствовать этому. В 80-х годах были изданы национальный эпос "Идегей", поэма Кул Гали (Мухаммада Гали) "Кыйссаи Йосыф". Так, при одобрении властей или без него обогащалась образовательная база национального самосознания.

Инициатива и деятельность татарской национальной интеллигенции, прежде всего писателей, тогда же вышли за образовательные рамки. Они были хорошо знакомы с Всеобщей декларацией прав человека, с интересом следили за крушением колониальной системы и образованием новых независимых государств. Старались понять суть утверждения в международной практике таких юридических норм, как "суверенное право, уважение прав, присущих суверенитету", "равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой", "добросовестное выполнение обязательств по международному праву", "национальные меньшинства или региональные культуры" (Хельсинкская декларация 1975). Одновременно пристально наблюдали они за ростом социального значения национального фактора в республиках Советского Союза.

Так, вне властных структур республики и независимо от них стали конкретизироваться проблемы татарского национального возрождения, соответствовавшие современным условиям.

Проблемы национального возрождения. Проблемы татарского национального возрождения не были абсолютно новыми. В современном варианте они были сформулированы в татарском национальном движении в начале XX века. Пути решения этих проблем в виде национальных требований татарского народа нашли свое отражение в программах и программных заявлениях организаций татарского национального движения в 1906-1920 гг. - партии "Иттифак", Мусульманского комитета, партии татарских эсеров. Мусульманского социалистического комитета, на страницах газеты татарских социал-демократов "Урал", в решениях Всероссийских мусульманских съездов, Милли Меджлиса, партии мусульманских социалистов-коммунистов, Российской мусульманской коммунистической партии. За это время организациям татарского национального движения удалось частично решить их, в том числе добиться провозглашения в 1920 г. Татарской АССР и создания в российских областях компактного проживания татарского населения татарских (татаро-башкортских) организаций по реализации национально-культурной автономии.

С установлением в Советском Союзе коммунистического абсолютизма решение проблем татарского национального возрождения было приостановлено, многие завоевания татарского национального движений аннулированы, само национальное движение -- запрещено. Его исторический опыт, аккумулировавшийся в татарском общественном сознании, сохранялся. Во многом этот опыт послужил отправным моментом в постановке проблем татарского национального возрождения в послевоенные годы.

Наиболее важной среди них была проблема вывода татарской национальной автономии из кризиса. Предстояло решить триединую задачу: освободить ТАССР от навязанной союзным правительством "урезанной" формы автономии; добиться экономической самостоятельности республики путем фактического возвращения ее природных богатств и создания национальной (общественной и частной) собственности; поднять роль татарской национальной культуры и татарского национального языка, придать татарскому языку статус государственного языка.

Не меньшее значение для судеб татарской нации имела проблема возрождения национальной жизни той части татарского общества, которая оказалась вне территории своей национальной республики. Преимущественно (около 4 миллионов человек) они жили на своей исторической территории" но оказались в составе различных областей России. Часть их не исключала возможности в перспективе воссоединиться со своей национальной республикой. Другая часть, как и около миллиона человек татарской диаспоры, могла бы восстановить реализованное в 20-х годах, а затем отмененное союзным правительством право на различные (территориальные и экстерриториальные) формы социокультурной и национально-культурной автономии в соответствии с Хельсинкской декларацией.

Наряду с этими двумя основными внутренними проблемами, татарское национальное возрождение имело еще и внешний аспект. Татарский народ, сложившийся в нацию в рамках бывшей Российской империи, в своем большинстве/не ставил вопрос о выходе из состава Союза. Наиболее оптимальным для него было восстановление своего суверенитета и вхождение в Союз прямо, по двустороннему договору. Союз тогда держался на политической и военной мощи России. Было почти невозможно мыслить национальное возрождение любой республики помимо воли России, вопреки ее воле. Татарскому национальному движению следовало подталкивать Россию в направлении превращения Союза из унитарного в действительно федеративное демократическое государство.

Новый этап национального движения. В 60-х годах проблемы татарского национального возрождения начали переходить из области идейного формирования целей в сферу практических действий национального движения по реализации этих целей. Чем больше углублялось размежевание между союзной властью и ее местными представителями, с одной стороны, и народом, с другой, тем шире становилась база для национального движения. Подводя итоги своего правления, Н.С. Хрущев заявил в 1960 г.: "...Мы; в Президиуме ЦК, очень довольны положением, которое сложилось в партии и стране. Очень хорошее положение!" Его оптимизм разделяло та-тарстанское руководство. Народ же был недоволен складывавшимся в Союзе и республике положением. В стране, запустившей искусственный спутник Земли, накапливающей атомное оружие, тактические и стратегические ракеты, содержащей военно-политическую организацию "Варшавский договор", все еще господствовал тяжелый ручной труд. Им были заняты до 40% рабочих промышленности и до 70% работавших в сельском хозяйстве. Не хватало товаров первой необходимости, даже хлеба. Протесты рабочих стали жестоко подавляться.

В 1962 г. союзное правительство предприняло новое покушение на автономию республики. Согласно объявленной Хрущевым реформе, Верховный Совет и Совет Министров республики сохранялись, но главной их функцией должно было стать не осуществление в республике государственной власти, а управление союзными и российскими предприятиями, размещенными в Татарстане. В составе правительства были созданы два управления: одно -- для обеспечения промышленного, другое -- сельскохозяйственного производства. В сельской местности органы местной власти -- районные и городские Советы были упразднены, вместо них созданы 17 сельскохозяйственных производственных управлений. Параллельно были оформлены промышленные зрны со своими управлениями, отвечающими за работу промышленных предприятий зоны.

Встреченная народом крайне негативно, эта реформа вскоре была отменена Народ еще более отошел от власти. В татарском общественном сознании укрепилось понимание той истины, что Татарстан, оставаясь в положении автономной республики, может надолго потерять перспективу национального возрождения. Можно сказать, что 60-е годы стали предвестниками начала нового этапа в татарском национальном движении.

Взвешенные, реалистические цели татарского национального возрождения нашли позитивный отклик в демократической части российского общества, в других республиках Союза. В 1963 г. на Всесоюзной научной конференции, созванной Академией наук СССР в столице Кыргызстана Бишкеке, один из основных докладчиков М.Д. Каммари высказал мысль, что развитие национальных отношений в СССР скорее "пойдет по пути превращения некоторых наиболее крупных автономных республик, таких, например, как Татарская, в союзные, чем обратно", что "окраинное положение республики само по себе, очевидно, не имеет такого значения, которое ему придавал Сталин".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.