по 1897 г. свои ежегодные календари, которые несли массам знания из различных областей науки и жизни. Свою положительную роль играла газета "Тарджиман", издаваемая И. Гаспринским в Крыму.
Национальное возрождение олицетворяет зарождение и развитие всех компонентов современной национальной культуры, включая монументально-декоративное и изобразительное искусство, дациональкую музыку. Из орнаментального изобразительного искусства выросло искусство красочного оформления книг пейзажем, портретами. Стала искусством каллиграфия, выросшая из арабеска. В области музыки выделялся Г. Сафиуллин, переложивший на ноты татарские народные песни и ставший замечательным мастером татарских народных музыкальных инструментов. Зародилась профессиональная татарская музыка В целом же татарская культура в условиях отсутствия национальной госу- дарственной крыши была менее монументальна, более рациональна, глу- боко выражала чувства народа, не балованнрго судьбой
Татарское просвещение. Татарское просвещение открыло новую по-лосу в развитии татарского общественного сознания и общественного дви-жения. Его становление шло в XIX в. на базе успехов татарского нацио-нального возрождения в экономической, социальной, культурной и духовной областях. Под лучами его идей Татарстан вступил в XX в -- век изменений в судьбе татарского народа Сами идеи татарского просвет щения были ориентированы на завершение национального возрождения, включая национальное освобождение. Р.И. Нафигов заметил, что требования просветителей "объективно направлялись против абсолютизма". Татарское просвещение имело свои особенности. Во Франции, на-пример, формирование идей просвещения и их реализация произош-ли за сравнительно короткий срок -- за один XVIII в. В других странах Западной Европы реализация идей просвещения относится к XIX в., в России -- приходится на XX в. Глобальная модернизация Татарста-на зависела от практической реализации идей просвещения в России прежде всего от замены самодержавной монархии демократическим государственным строем, открывавшим путь к национальному освобождению нерусских народов.
К представителям татарского просвещения Галимджан Ибрагимов 1 относил Габделкаюма Насыри (Каюма Насыри), Хусаина Файзханова, Шихабудцина Марджани, которые, по его словам, выступили во второй половине XIX в. в "едином реформаторском фронте". В дальнейшем в ряды этого "реформаторского фронта" влились многие другие, привнося в него свои мировоззрения, формировались в нем различные направления, отражавшие интересы отдельных классов и слоев общества Общее направление на глобальную модернизацию Татарстана, завершение дела нозрождения татарской национальной жизни при этом сохранялось.
Для обозначения этого феномена в татарской литературе употребляются два понятия: "татарский джадидизм" и "татарское просвещение". Первое понятие употреблялось, в основном, до революции 1917 г. и в первые годы после нее, в том числе Г. Ибрагимовым в 1926 г. Второму понятию отдавал предпочтение М.Х. Гайнуллин. Он отмечал: мысли о европеизации татарской жизни, просвещении i раждан и введении нового (джадидского) светского образования, о приобщении их к русской культуре и любовь к отчизне -- вот кредо 1атарских просветителей.
Зачинатели татарского просвещения были хорошо осведомлены о просветительских идеях Западной Европы как непосредственно (особенно через французские источники), так и через русских просветителей, просветителей Египта, Турции, Крыма. Зачинатель крымско-та-гарского просвещения Исмагил Гаспринский часто упоминается татарскими историками в одном ряду с татарскими просветителями. В непосредственном контакте были татарские просветители со своими коллегами из Средней Азии и Казахстана.
Они были учеными-энциклопедистами. К.Ф. Фасеев отмечает, что выпускник Казанского медресе К. Насыри (1825--1902) характеризовался современниками как "сеятель знаний и новых мыслей". Он знакомил татарского читателя с открытиями Колумба и книгопечатником Гутенбергом, написал "Краткую историю России" и "Повесть об Ибн Сина" на татарском языке, в течение 20 лет издавал свои народные календари. Особенно велик его вклад в постановку изучения татарского языка, татарской истории и культуры, естественных наук в татарских школах. Им были составлены и изданы учебники по географии, арифметике, геометрии, грамматике татарского языка.
Глубокий след в татарском просвещении оставил Ш. Марджани -- крупный историк, философ, теолог (1818--1889). Свои мысли по проблемам национального просвещения народа, углубления его национального самосознания, о путях и необходимости европейско-светского и исламского образования наиболее обстоятельно он изложил в своей книге "Назурат ал хак ..." (Обозрение истины ...), опубликованной в 1870 г. в Казани и ставшей известной далеко за пределами страны. Проповедовал Марджани идеи свободы и гуманизма, отстаивал солидарность и взаимную помощь между людьми, столь необходимые для единства нации. В междоусобных распрях, в общем упадке нравов он видел одну из важных причин поражения народа в войне против русских войск в XVI в. Глобальное возрождение Татарстана, включающее национальное освобождение, он связывал с победой просвещения, европейского демократизма в России. Этим он объяснял необходимость исламской лояльности по отношению к существующей власти в те годы. Не случайно позже Фатых Амирхан кратко, но емко отметил: "Безнен хыяллярда Марджани кулягэсе" (В наших мечтах -- отблеск Марджани).
В своей неопубликованной книге "Введение к книге "Некрологи предшественникам, заветы потомкам" (Мукаддимэ китаб варииател аслаф ва тахийател ал ахлэф), написанной в 1883 г., Марджапи, как отмечает исследователь М.Х. Юсупов, на исторических примерах ряда стран доказывает, что благополучие государства, повышение культуры и благосостояния народа зиждется на расцвете просвещения и науки и, напротив, спад просвещения и науки ведет к застою, регрессу. Понимал Марджани и особое положение Татарстана, как страны, впитывающей культуру Востока и Запада и вносящей в то же время свой оригинальный вклад в мировую культуру.
По-своему видел проблемы и сформулировал задачи национального возрождения выпускник школы Марджани Хусаин Файзханов (1821--1866). Известный востоковед, хорошо владевший арабским, персидским, русским языками, он был приглашен в Санкт-Петербургский университет в качестве преподавателя восточного факультета. Та-тарское национальное возрождение он связывал прежде всего с хоро-шо поставленным народным образованием, которое, по его мнению, должно было стать государственным делом. Файзханов разработал и представил проект создания государственной татарской гимназии, в которой предусматривалось преподавание на трех языках: татарском, русском и одном из европейских. Он также написал и в 1862 г. опубликовал "Краткую учебную грамматику татарского языка".
Как и его коллеги -- просветители, он исследовал историю татарского народа, считая, что знание своей истории, наряду с языковой грамотой, -- важное условие национального возрождения. Он открыл и расшифровал многие татарские эпиграфические памятники в районе Тетюш и в Касимовском ханстве. Ему принадлежат переводы мно-щх восточных, в том числе турецких источников. Известны его исследования по истории Крымского ханства.
Татарские просветители не замыкались в рамках внутритатарских национальных проблем. Понимая, что судьба татарского национального возрождения тесно связана с социально-политическим обновлением в России, они были едины в своих высказываниях по поводу процветания русского народа, всех нерусских народов государства. Они считали, например, что в укреплении взаимопонимания и складывании добрых отношений между татарским и русским народами большую роль играет знание татарами русского языка, русскими -- татарского языка. К. На-мыри написал и издал "Правила чтения русского языка" (1889), "Грамматику русского языка" (1891), "Русско-татарский словарь" (1892) -- татарских школ. В свою очередь, Ибрагим Халфин (1778--1828) и Мухаммадгали Махмудов (1824--1891), преподававшие татарский язык в Казанской гимназии, а затем в Казанском университете, Салихд-кан Кукляшев, обучавший татарскому языку курсантов в Неплюевском кадетском корпусе в Оренбурге, составили учебники, учебные пособия, словари по татарскому языку для русских учебных заведений ("Азбуку и грамматику татарского языка", "Татарскую хрестоматию", "Словарь к татарской хрестоматии" и др.)
Просвещение, как бы мы его высоко ни ценили, не было панацеей
от всех бед. Оно не стало идеей, реализующей абсолютную справедливость. Оно не заняло место существовавших религий, не превратилось в мировую религию. Просвещение -- это сама живая жизнь народа, его призвание -- поднять способность народа, его социальных структур, находить наиболее оптимальные пути развития общества. Просвещение, его идеи учат тому, как надо учиться у живой жизни своего времени и вырабатывать соответствующие новые идеи как руководство для данной ситуации. В этом смысле просвещение непреходяще.
Проявления национального и социального протеста. На ниве возрождения в первое время наиболее активно действовали новые слои
общества -- предприниматели периода промышленного переворота, новая интеллигенция. Постепенно социальная активность охватывает и народные низы. Эта активность выражалась прежде всего в позитивной деятельности, направленной на национальное возрождение. Одновременно росла социальная активность народа и в области национального и социального протеста против национального гнета и социальной несправедливости.
Одной из форм национального протеста было направление писем и петиций в органы государственной власти. В 1763--1788 гг., когда работала "Комиссия по составлению нового уложения", созданная Ека-териной II, в ее адрес были направлены требования разрешить татарам пользоваться родным языком в судах, выделить лесные полосы для татарских крестьян, отменить кабальное закрепление татар за государственными заводами, прекратить дискриминации по отношению к татарским купцам и промышленникам и т.д.
Национальный протест в той или иной форме был распространен против насильственных действий властей при крещении татар-мусуль-. ман, а также карательных действий по отношению к тем крещеным татарам, которые возвращались в ислам. В 1865 г. тетюшский исирав-ник доносил, что из 5105 душ крещеных татар в уезде, "почти все не хотят оставаться в православии". Власти начали принимать контрмеры. В следующем, 1866 году на этой почве произошли серьезные волнения, сопровождавшиеся столкновениями с властями.
Массовыми были волнения татарских крестьян в 1878--1879 гг., когда правительство приняло решение ввести в стране мирские (общественные) сборы и повинности "для удовлетворения потребностей, как-то: устройство и поддержание церквей, заведение сельских училищ и т.д.". Поскольку в этом решении не предусматривались расходы на татарские мечети, мектебы и т.д., татары бурно протестовали против него, В Казанском уезде дело дошло до разгрома некоторых волостных кан- целярий. Казанский губернатор Скарятин лично участвовал в подавлении волнений. Трое из активистов (М. Ибрагимов, X. Габидуллин, С. Шагиахметов) были осуждены на 4,5 года каторги каждый. Волне- ния имели место также в Самарской, Симбирской, Вятской, Уфимской, Пензенской губерниях. Чтобы понять психологию татар-мусульман, вла- стям приходилось даже заглядывать в Коран. Известный востоковед Г.С. Саблуков (1804--1880) перевел Коран на русский язык.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67