Рефераты. История Татарстана с древнейших времен до наших дней

p align="left">Татарское общество понимало, что оно живет совместно с русским

о6ществом в составе русского государства. Татары берегли свои наци-окальные традиции в быту и в общественной жизни, дорожили своими национальными исламскими духовными ценностями. Так же ответственно они относились к своим гражданским обязанностям,

аконопослушно соблюдали правовые нормы, определявшие общественные отношения в государстве. Жизнь в одном государстве сблизила татар с русскими, да и с другими национальностями. Обычным лвлением стали дружба и взаимопомощь всех национальностей, честное взаимодействие предпринимателей в торгово-промышленных делax и т.д. Нередкими были межнациональные браки. Не исключались переходы из одной конфессии в другую. Татарские национальные интересы формировались не только в рамках Татарстана, но и, в определенной степени, в рамках Российского государства. Установление и стране демократического государственного строя, ставящего в центре своей деятельности благо русского и других народов, рассматриваюсь как общее дело. Требование политической свободы не было местью русскому народу за долгие годы национального гнета, не преследовало цели ослабить русское государство.

Концентрация промышленности. Для российской экономики начала XX в. было характерно возникновение и развитие различных товариществ капиталистов (концернов, акционерных обществ и тд,) и становление современной банковской системы. Татарская национальная экономика развивалась в этой системе, считаясь с установленным для нее правительственным регламентом. Татарское предпринимательство было занято в основном в легкой (кожевенной, меховой, обувной, хлопчатобумажной, льноткацкой, мыловаренной) и пищевой промышленности, в переработке сельскохозяйственной продукции и торговле. В этих областях и произошла значительная концентрация капитала и производства, повысилась энерговооруженность предприятий, появились торгово-промышленные товарищества и торговые дома

В 1913--1914 гг. "Товарищество Старо-Тимошкинских суковдадх мануфактур Акчуриных", основанное еще в 1893 п в Сингелеевском уезг де Симбирской губернии, производило сукна почти на миллион рублей в год. На предприятиях зарегистрированного в 1914 г. в министерстве торговли и промышленности 4Торгово-промышленного товарищества Тимирбулата Акчурина" в Сызранском уезде Симбирской губернии, работало до 3000 рабочих. С 1916 г. в Саратовской губернии работало "промышленно-торговое товарищество Дебердеевых с основным капиталом в 500 тыс. рублей. Торгово-промышленное Товарищество М.М. Мансурова* было создано в городе Осе Щрмской губернии с основным капиталом в 150 тыс. руб. Занималось оно в основном переработкой сельскохозяйственной продукции" имел© две паровые мелмш-цы и другие предприятия. Созданное в 1912 г, "Торговотпромышденное товарищество Алима Агишева" в 1915 г. удвоило свой основной капитал, доведя до 800 тыс. руб., и имело свои промышленные предприятия и торговые заведения в Симбирской, Саратовской, Пензенской губерниях. По данным Х.Х. Хасанова, татарские торгово-промышленные товарищества с основным капиталом в 4530 тыс. руб. ежегодно произво-дили товаров более чем на 10 млн руб. Нз их прадприятиях; было занято 6,5 тыс. рабочих, большинство которых составляли татары,

Наряду с акционерными предприятиями, действовалр й неакцио-нированные. По официальным данным за 1914 г., предпринимателям-татарам принадлежало 141 промышленное предприятие, оснащенное техникой своего времени. По данным, приведенным вотиге "Фабрично-заводские предприятия Российской Империи", на 110 ад вдюсрабо-тало около 12 тыс. рабочих. Кроме Волжско-Уральского региона татарские предприниматели имели свои предприятия в Туркестане (19 предприятий), в Казахстане (18 предприятий), на Кавказе (6 предприятий). В Туркестане, например, это были хлопкоочистительное заводы С А. Мухаммадэянова, К. Сабирова.

Положение рабочих на этих предприятиях, как и по всей России, было тяжелое. Рабочее законодательство в государстве отставало от западно-европейского. Согласно закону от 2 июня 1897 г., продолжительность рабочего дня была установлена 11,5 часа, определены дни праздничного отдыха, воскресенье считалось днем отдыха за неделю. Другие меры социальной защиты рабочих пока не предусматривались. Рабочие-татары, работавшие на предприятиях татарских предпринимателей, чувствовали себя несколько свободнее в том плане, что общались между собой на родном языке, отдыхали в пятницу, вместе отмечали исламские праздники. Но эти предприятия не могли охватить всех рабочих татар. Часть их устраивалась на государственные предприятия и предприятия русских капиталистов, работали в русских рабочих коллективах, Занимались они в основном подсобными работами, страдали от несовершенства рабочего законодательства как и русские рабочие, дополнительно чувствовали дискомфорт в связи с плохим знанием русского языка и тем, что приходилось приспосабливаться к русскому образу жизни отдыхать, например, не в шггйицу, "а в воскресенье и т.д. В целом все татарские рабочие неплохо адаптировались в русских рабочих коллективах.

Большая часть рабйчих-татар была вынуждена искать работу в круй-ных промышленных центрах России - Москве* Санкт-Петербурге, Донбассе, а также Сибири, Казахстане, Туркестане, на Кавказе. По некоторым данным, в Донбассе работало до 100 тыс. татарских рабочих. На работу в более далекие районы уходили обычно смелые и инициативные. На работе отличались прилежанием, старанием. На новом месте часто жили своей колонией (поселок, улица), создавали свои национально-культурные организации, ставили даже мечети. С исторической родиной связи не терпли. Периодически возвращались на побывку.

Укрупнение торгового предпринимательства. В1914 г. чиоло тор- говых домов, принадлежавших татарским купцам-акционерам, достигло 154. По данным отдела торговли министерства промышленности и торговли, 18 из зарегистрированных торговых домов одновременно вели и промышленное производство. Среди них были торговый дом "Братья Яушевы", имевший свои хлопкоочистительные заводы, паровые мельницы в Троицке и Оренбурге, торговый дом "Наследники Садыка Мусина", учрежденный в 1908 г, с уставным капиталом в 400 тыс. рублей в Семипалатинске (Казахстан), торговый дом "Ф. Халитов и К0", зарегистрированный в 1913 г.

136 торговых домов занимались только торговлей. В центральных районах России преуспевали торговые дома "Х.Х. Галеев и К°" (Казань), "Братья Халфины" (Мензелинск), "Гайфулла Усманов и К0", "Усмановы и К0", "Братья Муртазины", "Зариф Хабибуллин с сыновьями и К°", "Братья Нигматулллины", "Каримов, Хусаинов и К°", "Братья Шамсутдиновы" и др. На рынках окраин Российского государства вели торговлю торговые дома "Братья Габделджаппаровы" (Казахстан и Кир^изстан), "Тимиргали, Мухаммаджан и Якуб Хасановы" (Семипалатинская, Семиреченская области), "Братья С. и Г. Ман-наповы" (Сибирь). Основными товарами у них были мануфактура, меха/ обувь, скот, хлеб, кожтовары, книги, канцтовары, фрукты и др. Потребности татарских промышленников и купцов в кредите удовлетворяли российские банки. Еще в конце XIX в. татарские капиталисты СМ: Аитов, С.С. Галикеев стали членами совета учрежденного в 1873 г. Казанского купеческого банка. В 1912 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Мусульманский банк, преимущественно обслуживавший потребности татарских предпринимателей. Эту же миссию выполняли отделения Русско-Азиатского банка в Казани и других городах.

Обострение аграрного вопроса. Татарские крестьянские хозяйства по-своему испытывали экономические ограничения властей. Согласно положению 1861 г., русские крепостные крестьяне при осво- бождении получили в Казанской губернии в среднем 3--4 десятины земли на ревизскую душу. Средний размер надела на русских государственных крестьян составил 5,28 десятины на душу. У 8389 татарских крестьянских дворов надел составлял лишь одну десятину на ревизскую душу. Причем иногда число наличных душ в деревне оказывалось почти на 20% больше, чем ревизских. В Вятской губернии татарские крестьяне юридически входили в разряд государственных. Тем не менее и они оказались меньше обеспеченными землей, чем русские крестьяне, причем землей худшего качества. С началом "контрреформ" 1889--1892 гг. давление властей на крестьян усилилось. В 1889 г. было издано "Положение", согласно которому судьбу татарских крестьян целиком определял земский начальник, назначаемый из потомствен- ных русских дворян.

Не принес облегчения крестьянам и начавшийся XX век. В ходе столыпинской реформы (1906--1915) 5800 татарских крестьянских дворов в Казанской губернии выделились из общины, узаконив свою соб- ственность на полученную при этом землю. Но это опять-таки, как и в 1861 г., не было решением аграрного вопроса в Татарстане, а лишь перераспределением находившейся в руках татарского крестьянства скудной части земли. Более солидный земельный фонд продолжал оставаться в руках русских помещиков и монастырей. К тому же выделились тогда из общий всего 2,5 % татарских крестьянских хозяйств. Татарские крестьяне православной веры в Казанской губернии, да и в других [уберниях, в общей сложности, не лучше были обеспечены землей и привилегиями не пользовались. Решение аграрного вопроса в Татарстане было еще впереди. Тем не менее в начале XX в. татарская деревня сделала решительные шаги в направления рыночных отношений.

Национальная литература. Национальная культура первых двух десятилетий XX в. выражает высшую точку национально-культурного возрождения татарского общества и в то же время выступает предвестником национального освобождения. Наиболее ярко эта миссия национальной культуры выражена в татарской литературе, повторившей на новом уровне свой, по выражению И. Нуруллина, "золотой век". Татарские писатели этого периода были воспитаны на плодах татарского просвещения XIX в. Сами они стали признанными гуманистами, просветителями. Одновременно они оказались глашатаями великих идеалов национального освобождения. Габдулла Тукай (1886,-1913), Гаяз Исхаки (1878-1954). Сагит Рамеев (1880-1926), Фатых Амирхан (1886-1926). Гали-аскар Камал (1879-1933), Маджит Гафури (1880-1934) и многие другие славные имена' украсили татарскую литературу. Созданы десятки романов, повестей, пьес. Среди них такие творения, как "Шурале", "Сенной базар, или новый кисек баш", "Фатхулла хэзрэт", "Хэят", "Беренче театр", "Банкрот", "Акчарлаклар", "Яш юрэклэр", "Галиябану" и др.

Сохраняли и развивали они национальный литературный язык -- высшее достояние национального согласия и единения, учили народ любить его, пользоваться им. Воспел родной язык и Тукай:

Родной язык -- святой язык, отца и матери язык!

Как ты прекрасен! Целый мир твоим богатством я постиг!

Не османизировать, не арабизировать, не иранизировать татарский язык, и в то же время не заниматься его чисткой. "Национальный литературный язык, -- писал Гаяз Исхаки, -- это наш собственный язык со всем его богатством, язык, на котором мы общаемся: понимаем и говорим, читаем и пишем". Хорошо понимали татарские поэты и писатели социальное призвание национальной литературы в критические для нации эпохи, каковой для татар стало начало XX в. В 1905 г., после издания Манифеста 17 октября, Тукай обращается к друзьям следующими словами:

Не много царский манифест нам дать готов.

Хоть цену знаем мы ему, без лишних слоэ, --

Все то, что мы сумеем взять, возьмем теперь.

Социальные проблемы национального освобождения в личностном, семейном, общетатарском и общероссийском контексте ставятся в эти годы всеми татарскими поэтами и писателями.

Татарские поэты и писатели были замечательными художественными переводчиками. Продолжая традиции XIX в., они передодили на татарский язык произведения русских и зарубежных писателей и поэтов (А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.С, Тургенева, М. Горького, А.П. Чехова, Гете, Гейне, Гюго, Шекспира, Байрона и др.)., Характерным было и другое, а именно повышение интереса людей к социальным проблемам нации, Увеличилось число читателей Клада стала пользоваться повышенным спросом. Расширилось книгоиздательское дело. В 1904 г. возникло книгоиздательство "Магариф" (Просвещение) Г. Камала, а позже -- книгоиздательство "Сабак" (Учеба) Спецеализированные татарские книжные магазины и лавки открылись не только в Татарстане, но и далеко за его пределами -- Москве, Омске, Томске, Соль-Илецке, Троицке, Челябинске, Ташкенте, Семипалатинске.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.