|
НЕОБХОДИМЫЕ СВЕДЕНИЯ Удобрения: виды и способы применения Основные способы обработки и подготовки почвы Разведение растений Размножение растений Посадка деревьев и кустарников Полив растений Защита сада от вредителей и болезней Оформление сада Элементы оформления участка ПЛОДОВЫЕ КУЛЬТУРЫ Планировка плодового сада Влияние факторов внешней среды на развитие растений Обрезка плодовых деревьев и кустарников Семечковые плодовые культуры Косточковые плодовые культуры Ягодные культуры и виноград Орехоплодные культуры ОВОЩНЫЕ КУЛЬТУРЫ Заболевания овощных культур Вредители овощных культур Корнеплоды и клубневые овощи Луковые культуры Плодовые овощные культуры Зеленные овощные культуры ЗЕЛЕНЬ И ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ Сведения о травах в истории и науке Травы в саду Рецепты природной косметики ЦВЕТЫ И ДЕКОРАТИВНЫЕ КУЛЬТУРЫ Исторические сведения о цветах Классификация цветочных культур Выращивание цветочных культур Болезни и вредители цветочных культур Многолетние цветочные культуры облако тегов
НАШИ ПАРТНЕРЫ
|
САД И ОГОРОДНекоторые принципы оформления При пространственном решении композиции сада, независимо от его назначения, следует учитывать ряд общих правил и принципов оформления. Прежде всего необходимо очертить саму территорию сада, наметить его границы в пространстве. Это первый шаг в создании пространства сада, за оформление которого вы принимаетесь. Главную роль в этом играют различные типы оград, живые изгороди, деревья и кустарники по границе участка. Разделит с вами сад веселье и печали. Художнику цвета найти поможет он, Утешит грусть того, кто мрачен иль влюблен, Поэту даст слова, полет и вдохновенье, Мудрец в его тени найдет отдохновенье... Жак Делиль, "Сады" Пространство сада во многом определяется соотношением свободного пространства и высотой ограничивающих его элементов. Поэтому не следует обносить небольшой участок высоким глухим забором или изгородью, он от этого будет казаться еще более сжатым. По этой же причине не следует оформлять границы маленького участка высокими деревьями, так как близость высоких объектов будет подчеркивать его небольшие размеры. * Сад способен оказывать успокаивающее действие на душу человека, поэтому необходимо создать в нем атмосферу изолированности и интимности, однако не следует создавать глухое замкнутое пространство. Искусство устройства и украшения садов и парков всегда вызывало интерес, и достигло своего расцвета в XVII—XVIII вв. в Европе. Известный французский литератор Жак Делиль посвятил этой теме обширную поэму, которую назвал "Сады". Это выдающееся литературное произведение стало результатом долгого путешествия Делиля по садам, замкам, поместьям Франции. Поэма увидела свет в 1782 году и имела огромный успех не только во Франции, но и в других странах Европы и даже в России. Принципы оформления садов, изложенные Делилем, являются классическими и не утратили своего значения и в наши дни. Учить сажать сады — полезный, нужный путь. Нужнее — научить любить их: в этом суть! Жак Делиль, "Сады" * Перспектива сада должна быть по возможности пластичной, на переднем плане рекомендуется использовать растение, постройку или другой элемент оформления, способные подчеркнуть вертикальную характеристику пространства. Нижняя часть перспективы должна быть спокойной в плане фактуры и цветового решения, лучше всего для этого подходит газон или лужайка в сочетании с цветочным оформлением. * Огромную роль в оформлении пространства сада играет принцип иллюзии. Иллюзорные впечатления усиливают степень воздействия реальных объектов, скрывают нежелательные черты, искажают восприятие пространства. При умелом использовании принципа иллюзии можно зрительно раздвинуть границы пространства, а значит, сделать его больше и просторнее. Так, например, задекорировав забор вьющимися растениями или скрыв его за кустарником, можно создать впечатление неограниченного ничем пространства, нивелировать его границы. Это удачное решение пространственного конца сада. * Закамуфлированная посадками или другим образом ограда сливается с окружающим пейзажем, и территория сада воспринимается как обособленная часть большого общего пространства. Сад словно растворяется в окружающем просторе. * Необходимо создать зрительную взаимосвязь дома на участке с зеленью сада, для этого можно посадить определенные деревья и кустарники в непосредственной близости от дома или создать ярусное насаждение растений, в котором невысокие ярусы будут подходить непосредственно к стенам дома, переходя от более высоких. * В саду можно создать иллюзию однородности, неразделимости и слияния построек с зеленой массой насаждений с помощью вьющихся растений, которые используются для озеленения стен построек, оплетают их и делают частью зеленых насаждений. * Цвет играет значительную роль в восприятии пространства, так, например, светлые цветовые тона раздвигают границы пространства, делают его оптически больше, темные, наоборот, приближают перспективу, зрительно уменьшают пространство. * Основным элементом, определяющим композицию сада, является строгий порядок, регулярность, повторяемость отдельных элементов, которая и создает гармонию. Повторяться может форма, определенная высота, последовательность и интервал между элементами, цвет, фактура, тень, отдельные элементы, такие как растения, камни, лужайки, цветовые пятна и т.д., а также сочетания этих элементов. Однако слишком частое повторение может создать ощущение монотонности и предсказуемости. Есть средство от границ ваш сад освободить. Где виден нам конец, — там места нет надежде, И то, что нравилось и радовало прежде, Надоедает вдруг и раздражает нас, Коль упирается в глухую стену глаз. Убрав иль просто скрыв ограду, Еще добавим мы очарованья саду. Жак Делиль, "Сады" * Те места на участке, где сходятся несколько линий, например пересекаются дорожки, бордюры клумб и газонов, очертания посадок, дорожки переходят в площадку, требуют особого акцентирования и оформления, иначе нагромождение линий может вызвать ощущение хаоса. В этих местах рекомендуется высадить декоративные растения, положить крупный камень, поставить цветочницу или объект садовой скульптуры. * Важным принципом пространственного решения территории сада является создание равновесия правой и левой части композиции, которые должны быть равноценными, чтобы внимание и взгляд не переключались от общей композиции на одну из сторон. Поэтому высаживать крупные кусты и деревья у строения или входа на участок нужно симметрично, чтобы не нарушать композиции. Это также относится к равномерному размещению на уча- стке любых пространственных объектов, элементов малой садовой архитектуры. * Композиционным центром созданного пространства обычно становится самая выразительная деталь, которая носит название доминанты. Доминанта организует вокруг себя всю композицию, являясь ее пространственным центром и своеобразной точкой отсчета. Доминанта может располагаться как непосредственно в границах участка, так и вне их. Например, доминантой может быть большое дерево в поле недалеко от участка. Но чаще всего при оформлении пространства сада такую доминанту создают на участке, это может быть дерево, куртина кустарников, арка с вьющимися растениями, высокая клумба, крупное растение с необычной окраской листвы, объект малой садовой архитектуры и т.д. В композиции должна присутствовать только одна доминанта, другие объекты по значимости не должны конкурировать с ней, в противном случае целостность композиции будет разрушена. Внимание! Важно помнить, что доминанта должна быть соразмерна оформляемому пространству, иначе она будет подавлять созданную композицию. Переиначишь все рассудку вопреки, Неподходящие соединишь куски, — Хоть все в отдельности и создано искусно — Знай, будет целое нелепо и безвкусно. Жак Делиль, "Сады" * Нельзя перегружать композицию деталями, особенно на небольшом пространстве участка, это загромождает панораму, лишает композицию гармонии и нивелирует восприятие каждого из объектов. Главным критерием при создании композиции сада является такой подбор и размещение деталей и объектов оформления, при котором они не теряются, не забивают друг друга, а, напротив, дополняют и подчеркивают. * Важно не только правильно определить доминанту композиции и разместить относительно нее объекты на участке, но и умело выбрать место, с которого открывается лучший вид на участок, разместить там беседку, место для отдыха или просто поставить скамейку. Панорама сада должна быть открыта спереди, иметь определенный центр, композиционные детали и фон на заднем плане. Чтобы выделить точку, с которой открывается наиболее удачный обзор, передний план панорамы необходимо немного сузить посадкой деревьев или кустарников, после этого ограниченный ракурс панорамы можно оформить беседкой или скамейкой. * На небольших садовых участках панорама очень ограниченна, поэтому центральная часть двора должна быть достаточно открыта для обозрения. * Объекты, нежелательно привлекающие к себе внимание на участке и дробящие композиционное единство пространства, следует "подавлять". Такими объектами могут быть необходимые, но внешне непривлекательные строения, компостная яма и тд. Их можно скрывать и делать нейтральными в композиции с помощью вьющихся растений или высаженных перед ними кустов, деревьев, высоких цветов, загораживающих эти объекты от взгляда. Сколь многие, стремясь похвастаться пред всеми, Оригинальностью соседей поразить, Спеша приобрести и тут же водрузить Строения всех стран и всех народов света, Хаос лишь создают. Как неразумно это! Нельзя на маленьком пространстве сада, в узкой рамке Все сразу поместить — беседки, гроты, замки... Жак Делиль, "Сады" * Принимая решение об организации пространства сада и создании определенной композиции, необходимо учитывать размеры участка и особенности его формы. Форма осваиваемого пространства играет важную роль при осмыслении типа оформления. Узкие, вытянутые в длину участки лучше делить поперек на небольшие пространства с помощью пергол, трельяжей, декоративных стенок. Дорожки в таком саду не должны быть прямолинейными, идущими вдоль границы участка или по его центру, это лишь усиливает впечатление протяженности участка. Дорожки на узком участке должны быть изогнутыми, меняющими направление, открывающими зрительные перспективы. * Если участок расположен на склоне холма и имеет естественный уклон, насаждения необходимо разместить таким образом, чтобы они подчеркивали эту особенность рельефа. Дом ставят обычно в верхней части склона, таким образом панорама открывается вниз, и нужно правильно выразить ее динамику. Для этого крупные деревья и кустарники размещают ближе к дому, чтобы они усиливали вертикальные пропорции рельефа, низкорослые кустарники размещают на переднем плане панорамы. Если дом стоит в нижней части склона, высокие деревья и кусты располагают в верхней части участка разреженно, а в непосредственной близи от дома оставляют более низкорослые виды, делая их посадки достаточно плотными. * Моделирование пространства участка предполагает создание нескольких автономных пространств, гармонично объединенных в од- но целое общей композиционной концепцией. Пространства могут быть четко разделены и даже в определенной мере изолированы друг от друга посредством крупных разделительных элементов, таких как куртины кустарников, плотные живые изгороди, обширные трельяжи и шпалерники. С другой стороны, границы между отдельными частями пространства могут быть только намечены, зрительно обозначены при помощи небольших элементов оформления, помещенных на границе смежных пространств. Роль таких элементов могут выполнять крупный валун, цветочница, садовая ваза, скульптура, живописная коряга, невысокий куст, группа цветов и т.д. Где то подъем, то спуск — и услаждает глаз Пейзаж, что по пути меняется не раз. Жак Делиль, "Сады" * Обширные пространства необходимо делить на большие участки, маленькие пространства — на мелкие. Роль элементов, зрительно разделяющих пространство сада, выполняют перголы, беседки, трельяжи, каменные стенки, посадки более высоких растений, арки и тд. * Отдельные территории в рамках участка должны различаться по величине, это снимает напряженность в организации пространства и вносит спокойное разнообразие. Любого вида сад хорош уж потому, Что соответствует владельцу своему. Остерегайтесь же бездумно ставить рядом Нарядность с простотой и будничность с парадом. Коль привлекательность и свежесть будут там, — Природа все сама расставит по местам, И все с естественной гармонией приладит... Жак Делиль, "Сады" * Композицию сада можно разнообразить и сделать более пластичной, смоделировав на участке различные уровни. Перепад уровней уже сам по себе разграничивает пространство, выделяя его самостоятельные зоны. Каждый из сформированных уровней имеет собственную особо оформленную поверхность, сочетание которых зрительно увеличивает и оживляет общую поверхность участка. Для оптического расширения площади сада также служат небольшие впадинки, пологие живописные откосы, приподнятые над общим уровнем поверхности земли, небольшие каменные стенки, выполняющие роль опоры откоса. * Когда отдельные части сада находятся на разных уровнях, это позволяет на небольшой площади создавать различные по характеру участки сада, не нарушая его композиционной целостности. Кроме того, такая раздробленность территории позволяет видеть элементы композиции с разной высоты, что усиливает впечатление, производимое садом. Естественный откос на участке может стать идеальным местом для создания рокария, ложбинка подойдет для создания прудика, а на соединяющей их ровной поверхности можно разбить лужайку. Варьирование различно оформленных поверхностей создает ощущение естественности и делает ваш сад моделью многообразного внешнего мира природы в его лучших проявлениях. * Облик любого сада зависит от вкуса и возможностей его владельца. Создавая свой сад, украшая и облагораживая его, не стоит стремиться к навязанным или недостижимым образцам, гораздо важнее, чтобы ваш сад был гармоничным, вам было удобно работать и отдыхать в нем, чтобы вы чувствовали себя уютно и спокойно. Поэтому разумнее всего положиться на свой вкус, фантазию и знание основных законов оформления и создания гармоничного пространства. Когда мы смотрим на сад, он представляется нам сочетанием линий, цветовых пятен, различных форм, света и тени. Продуманная планировка поможет сделать это сочетание гармоничным и усилит эстетическое впечатление от каждого из факторов в отдельности. Художественное решение природного пространства сада должно базироваться на восприятии сада как единого целого.
|
|
2vg.ru © 2010
|